Антитеррор

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОРЯДКУ ДЕЙСТВИЙ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЯ

СБОРНИК

 

МЕТОДИЧЕСКИХ  РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ПОРЯДКУ ДЕЙСТВИЙ  В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ  КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЯ

 

                                                                  

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                          

1.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ 

1

2.

Основные мероприятия, проводимые главой муниципального образования при введении различных уровней террористической опасности 

2-6

3.

Действия главы муниципального образования при проведении первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта на территории муниципального образования 

6-9

4.

Действия главы муниципального образования при проведении контртеррористической операции на территории муниципального образования 

10

5.

Действия главы муниципального образования после завершения  контртеррористической операции      

12




ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время терроризм является одной из наиболее опасных угроз безопасности и стабильности в мире.

Международный опыт контртеррористической деятельности свидетельствует о том, что решающая роль в обнаружении террористов, их пособников, вскрытии их планов и ликвидации последствий принадлежит обществу, каждому из граждан страны. Именно сплоченная, активная позиция людей, осуждающих терроризм и готовых ему противостоять, способна не позволить рекрутировать в его ряды новых членов. 

  Террористические акты – яркое свидетельство того, что цинизм, нечеловеческая жестокость, коварство и вероломство организаторов  и пособников экстремистов не знает границ.

В этой связи, каждый из нас обязан в психологическом и практическом отношении быть готовым к террористическим угрозам. Это означает умение распознавать признаки готовящегося террористического акта, выявлять и своевременно сообщать правоохранительным органам о его возможных исполнителях, сохранять самообладание и умело действовать в опасных ситуациях, сохраняя жизнь себе и окружающим людям.

Чаще всего жертвами террористов оказываются мирные люди, которые не знают, как себя вести при угрозе теракта или совершенном террористическом  нападении. Предлагаемый сборник рекомендаций  позволит получить информацию, которая может помочь лучше ориентироваться в вопросах обеспечения личной безопасности в условиях угрозы террористических проявлений. 



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ  

Субъектами противодействия терроризму являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Все субъекты должны принимать решения в области противодействия терроризму в полном объеме в пределах своих полномочий и в четком взаимодействии друг с другом.

Для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация, наличие сил и средств, следовательно, обладая различной суммой информации, компетенции, не все субъекты в равной степени участвуют в процессе противодействия терроризму.

Органы местного самоуправления участвуют в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах своего поселения, муниципального района, городского округа.

Основные приоритеты противодействия терроризму обеспечиваются в соответствии с принципами и целями, закрепленными в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ             «О противодействии терроризму».

Согласно действующего законодательства органы местного самоуправления должны принимать участие в профилактике терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с подпунктом 7.1 пункта 1 статьи 14 и подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения и муниципального района отнесено в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

На основании части 6 статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ высшее должностное лицо субъекта полномочно инициировать вопрос об удалении главы МО в отставку за неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения.

Деятельность органов местного самоуправления по профилактике терроризма должна быть направлена:

- на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению террористических акций;

-     на правовое воспитание населения;

-  на антитеррористическую защищенность предприятий и учреждений.

В целях организации деятельности органов местного самоуправления по противодействию терроризму в муниципальных образованиях республики должен составляться План основных мероприятий по организации антитеррористической деятельности муниципального образования на следующий год. В плане предусматриваются следующие мероприятия:

- проведение комплексных проверок состояния антитеррористической и противодиверсионной защищенности объектов (критически важных, потенциально опасных, жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей) с привлечением специалистов надзорных органов (не менее 30% объектов ежегодно);

- мероприятия по совершенствованию физической защиты и технической укрепленности объектов;

- проведение учений и тренировок с отработкой вопросов антитеррористической и противодиверсионной защиты и контролировать их проведение на подведомственных объектах;

- проведение мероприятий по профилактике преступлений террористического характера, информационному противодействию экстремизму и терроризму.

 

Основные мероприятия, проводимые главой муниципального образования при введении различных уровней

 террористической опасности

Органы местного самоуправления при реализации мероприятий по противодействию терроризму функционируют в следующих уровнях террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по соблюдению и обеспечению прав и свобод граждан, безопасности личности, общества и государства (в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 2012 года № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»):

повседневной деятельности - при отсутствии террористической угрозы;

повышенный («синий») - при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;

высокий («желтый») - при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;

критический («красный») - при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

Для реализации мероприятий различных уровней террористической опасности главам муниципальных образований рекомендуется следующий порядок действий.

В условиях повседневной деятельности:

совместно с руководителями правоохранительных органов в муниципальном образовании регулярно изучать и анализировать информацию о состоянии общественно-политической и социально-экономической обстановки, складывающейся на территории муниципального образования, развитие которой может оказать негативное влияние на уровень антитеррористической защищенности, вырабатывать необходимые предложения по устранению причин и условий, способствующих проявлению таких процессов, и докладывать в Антитеррористическую комиссию в Республике Дагестан;

участвовать в реализации на территории муниципального образования государственной политики в области противодействия терроризму, а также в подготовке предложений в Антитеррористическую комиссию Республики Дагестан  по совершенствованию законодательства Республики Дагестан по вопросам профилактики терроризма;

участвовать в разработке плана первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта на территории муниципального образования;

готовить предложения по привлечению и практическому применению сил и средств районного (городского) звена территориальной подсистемы РСЧС в мероприятиях по минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта, производить расчет сил и средств муниципального образования и их подготовку для выполнения задач по эвакуации, медицинскому и тыловому обеспечению, организации связи и аварийно-спасательным работам;

поддерживать готовность сил и средств районного (городского) звена территориальной подсистемы РСЧС, выделенных в состав сил      и средств, осуществляющих первоочередные мероприятия по предотвращению акта терроризма;

участвовать в организации мероприятий, проводимых руководителем оперативной группы, заседаниях оперативной группы, совместных тренировках и учениях по отработке вопросов управления и практического применения сил и средств, выделяемых в распоряжение группы;

разрабатывать меры по профилактике терроризма, обеспечению защищенности объектов от возможных террористических посягательств, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов, осуществлять контроль за реализацией этих мер;

осуществлять контроль за выполнением решений   Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан и собственных решений;

обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами, Антитеррористической комиссией в Республике Дагестан,  исполнительными органами государственной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.

При наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта – уровень террористической опасности повышенный («синий»):

совместно с руководителями правоохранительных органов изучить поступившую информацию и организовать своевременное информирование населения о том, как вести себя в условиях угрозы совершения террористического акта;

организовать проведение дополнительных инструктажей персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей области;

организовать проведение проверок и осмотров объектов инфраструктуры, теплопроводов, газопроводов, газораспределительных станций, энергетических систем в целях выявления возможных мест закладки взрывных устройств;

совместно с руководителями правоохранительных органов организовать проведение проверки на предмет закладки взрывных устройств на маршрутах передвижения участников публичных и массовых мероприятий, обследование потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан в целях обнаружения и обезвреживания взрывных устройств.

При наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта – уровень террористической опасности высокий («желтый»):

провести уточнение расчетов имеющихся в муниципальном образовании сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористических актов, а также технических средств  и специального оборудования для проведения спасательных работ;

организовать проведение дополнительных тренировок по практическому применению сил и средств, привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта;

организовывать проверку готовности персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, и отработку их возможных действий по пресечению террористического акта и спасению людей;

совместно с руководителями правоохранительных органов определить места, пригодные для временного размещения людей в случае их эвакуации, при введении правового режима контртеррористической операции, а также источники обеспечения их питанием и одеждой;

организовать перевод соответствующих медицинских организаций в режим повышенной готовности;

провести оценку возможностей медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также по организации медицинской эвакуации лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический вред.

При наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта – уровень террористической опасности критический («красный»):

выяснить характер совершаемого (совершенного) террористического акта и объявить совместный сбор членов антитеррористической комиссии в муниципальном образовании и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования;

лично установить связь с руководителем оперативной группы в муниципальном образовании, совместно с ним определить место размещения оперативной группы по проведению первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта, представителей иных организаций и служб, задействованных в проведении первоочередных мероприятий;

реализовать в кратчайшие сроки комплекс мероприятий по организации взаимодействия с руководством подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной  власти, руководителями исполнительных органов государственной власти  Республики Дагестан.

Действия главы муниципального образования при проведении первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта на территории муниципального образования

С получением информации о совершении террористического акта на территории муниципального образования осуществляются первоочередные мероприятия по его пресечению, которые проводятся в соответствии с ранее разработанным и утвержденным планом, в том числе:

перевод сотрудников аппарата антитеррористической комиссии в муниципальном образовании, участвующих в оказании содействия в обеспечении первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта, на особый режим работы;

мониторинг информации, поступающей от имеющихся источников, для принятия обоснованных предложений и последующих решений в соответствии с полномочиями главы муниципального образования;

проведение  совместного  внеочередного заседания антитеррористической комиссии в муниципальном образовании и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности с приглашением руководителей организаций, участвующих в оказании содействия по обеспечению операции по пресечению террористического акта, и постановка задач;

в соответствии с полномочиями и имеющимися силами и средствами организаций и предприятий муниципального образования принятие мер, необходимых для проведения эвакуации населения из зоны первоочередных мероприятий, оказания срочной медицинской помощи и возможных аварийно ­восстановительных работ на системах жизнеобеспечения объектов. Организация доставки питьевой воды (в случае ограничения функционирования систем водоснабжения).

К «Ч» + 0.30 выполнить следующие мероприятия:

членам антитеррористической комиссии в муниципальном образовании, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководителям организаций, участвующих в оказании содействия в обеспечении операции по пресечению террористического акта на объекте массового пребывания людей, перейти на особый режим работы, организовать временный пункт управления и установить взаимодействие с заинтересованными организациями.

К «Ч» + 1.00 выполнить следующие мероприятия:

создать 5 функциональных групп из числа сотрудников администрации и муниципальных учреждений для оказания содействия правоохранительным органам в решении поставленных задач по ликвидации угрозы террористического акта и минимизации его последствий:

группа эвакуации – осуществляет мероприятия по эвакуации людей и материальных ценностей из зоны проведения первоочередных мероприятий. Руководитель группы - заместитель главы (руководителя) муниципального образования. Состав группы 15 человек;

группа материально-технического обеспечения – организовывает материально-техническое и специально-техническое обеспечение первоочередных мероприятий, а также совместно с руководителями территориальных правоохранительных органов организовывает размещение, обогрев и питание личного состава подразделений, привлекаемых к контртеррористической операции. Состав группы 7 человек;

группа медицинского обеспечения – осуществляет оказание медицинской и психологической помощи пострадавшим, обеспечение их эвакуации в лечебные учреждения. Руководитель группы – руководитель органа управления здравоохранением муниципального образования. Состав группы 5 человек;

группа ликвидации и минимизации последствий террористического акта – организовывает спасение лиц, находящихся в зоне проведения первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта, и при необходимости участников мероприятий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных пожаром, взрывом или разрушением в результате террористического акта, возможных последствий загрязнения и заражения окружающей среды либо применения отравляющих веществ. Руководитель группы – заместитель главы     муниципального образования по общественной безопасности. Состав группы 25 человек;

группа взаимодействия со средствами массовой информации – организовывает информационное обеспечение по освещению сложившейся чрезвычайной ситуации. Руководитель группы – руководитель органа по связям с общественностью администрации муниципального образования. Состав группы 4 человека.

После постановки задач руководителям функциональных групп глава муниципального образования проводит следующие мероприятия:

организовывает сбор информации о наличии жертв террористического акта, повреждениях инфраструктуры на территории муниципального образования;

определяет комплекс первоочередных мероприятий, в части, касающейся администрации муниципального образования, в том числе и по обеспечению безопасности населения, находящегося или проживающего в зоне совершения террористического акта, представляет на утверждение руководителю оперативной группы в муниципальном образовании варианты их эвакуации;

уточняет расчет сил и средств для выполнения первоочередных мероприятий, отдает необходимые распоряжения об их направлении в указанные районы сосредоточения;

готовит расчеты и предложения руководителю оперативной группы по задачам и порядку применения сил и средств, привлекаемых к подготовке и проведению мероприятий защиты населения и ликвидации последствий террористического акта;

организовывает материально-техническое обеспечение действий сил и средств, задействованных в проведении первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта в части, касающейся муниципального образования;

во взаимодействии с органами внутренних дел принимает меры по усилению охраны объектов органов государственной власти и местного самоуправления, связи, транспорта, промышленности и жизнеобеспечения муниципального образования;

оказывает содействие в развертывании пунктов оказания первой медицинской помощи пострадавшим и возможным жертвам силами учреждений скорой медицинской помощи, службы медицины катастроф муниципального образования (при наличии);

совместно с должностными лицами объекта, в отношении которого совершен террористический акт, организовывает работу по обеспечению его и ближайшей зоны технической и энергетической безопасности и представление руководителю оперативной группы в муниципальном образовании поэтажных схем объекта, линий подземных коммуникаций, систем энергоснабжения, водоснабжения, вентиляции, канализации и т.д.;

определяет порядок выполнения заявок (согласованных с руководителем оперативной группы в муниципальном образовании) взаимодействующих органов, привлекаемых к первоочередным мероприятиям, по их материально-техническому обеспечению;

организовывает проведение мероприятий по оповещению и информированию населения муниципального образования;

организовывает проведение мероприятий по организации эвакуации людей и материальных ценностей из зоны совершения террористического акта;

предоставляет руководителю оперативной группы в муниципальном образовании имеющуюся информацию об изменениях в положении и состоянии подчиненных сил и средств, выделенных для выполнения совместных задач;

в рамках своей компетенции организовывает выполнение иных мероприятий, направленных на создание необходимых условий для реализации первоочередных мероприятий по пресечению актов терроризма.


Действия главы муниципального образования при проведении контртеррористической операции

на территории муниципального образования

Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

При проведении КТО глава муниципального образования в рамках своей компетенции, кроме  мероприятий  проводимых  при введении различных уровней террористической опасности  и первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта на территории муниципального образования принимает участие и оказывает содействие в вопросах:

- инициирует  внеочередное совещание с аппаратом АТК в МО,  активом администрации МО, рабочими группами по адресно-профилактической работе, межведомственной группой по проверке  объектов и мест массового пребывания людей;

- оповещения населения проживающего в пределах зоны  проведении КТО  о ее проведении, предупреждения  населения  об ограничении передвижения на данной территории,  соблюдении  мер безопасности и бдительности населения, недопустимости нарушения режима КТО;

- выяснения ситуации  и вырабатке решений  по дополнительным мерам усиления антитеррористической защищенности объектов и мест массового пребывания людей;

- оказания помощи правоохранительным  органам по противодействию терроризму, получения  упреждающей информации о совершении либо подготовке к совершению преступлений террористического характера, мобилизует  рабочие группы по проведению индивидуальных адресно-профилактических  бесед по  учащенному графику;

- выявления в информационном пространстве Интернета сведений  о подготовке, совершении или совершенном преступлении террористического характера, в том числе в комментариях на соцсетях, усиления  работы блогеров  по информационному противодействию идеологии терроризма в сети Интернет;   

- обеспечения  проведения чрезвычайных  сходов населения в прилегающих к зоне КТО населенных пунктах  в целях доведения до них требований режима КТО, повышения  их бдительности, и необходимости  незамедлительного информирования правоохранительных органов  в случае  обнаружения подозрительных лиц на территории населенного пункта и вблизи ее;

- обеспечения во взаимодействии с  территориальным подразделением полиции (при необходимости)  организации круглосуточных   дежурств  народных дружин в пределах населенных пунктов находящихся вокруг района проведения КТО и приграничных к ней населенных пунктах;

Также, при необходимости, главы муниципального образования в рамках своей компетенции принимает участие и оказывает содействие в вопросах:

- эвакуации посторонних лиц и отбуксировке транспортных средств с территории (объектов), в пределах которой (на которых) проводится КТО, и размещению их в безопасных местах;

- обеспечения возможной технической поддержки сотрудников подразделений связи группировки сил и средств, а также во взаимодействии с сотрудниками подразделений материально-технического обеспечения группировки федеральных сил организовывает снабжение участников КТО необходимым материально-техническим имуществом, горюче-смазочными материалами, питанием, транспортными средствами, специальной техникой и другими техническими средствами;

- обеспечения оперативного штаба картами-схемами объекта и прилегающей территории, схемами коммуникаций, силовых, газовых, водопроводно-канализационных сетей и отопительной системы, тоннелей, подземных переходов и подробным планом БТИ с экспликацией помещений объекта захвата;

- развертывания и оборудования пунктов питания, оказания медицинской и психологической помощи, фильтрационных пунктов;

- мобилизации медицинского персонала медицинских учреждений, находящихся на территории муниципального образования, для оказания первичной медико-санитарной и психологической помощи лицам, пострадавшим в результате совершения террористического акта и в ходе проведения КТО.


Действия главы муниципального образования после завершения контртеррористической операции 

После завершения активных действий сил и средств спецслужб  глава муниципального образования принимает участие в минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта:

во взаимодействии с подразделениями МЧС России организовывает выполнение работ по тушению возникших очагов возгорания, разборке завалов, проведении спасательных мероприятий, по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате совершенного террористического акта и проведенных боевых мероприятий;

осуществляет управление эвакуацией пострадавших и раненых, а также действиями сил и средств при минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта;

организовывает подготовку предложений о возмещении вреда и ущерба пострадавшим, раненым, семьям погибших, а также материального ущерба объектам на территории муниципального образования;

оказывает необходимую помощь при  проведении следственных действий на месте совершения террористического акта;

дальнейшие мероприятия по ликвидации последствий террористического акта и нормализации социально-политической обстановки в районе его совершения главой муниципального образования осуществляется в рамках деятельности антитеррористической комиссии;

проводит (при необходимости) внеочередное заседание АТК по сложившейся  ситуации  и выработке  решений  по дополнительным мерам усиления антитеррористической защищенности объектов и мест массового пребывания людей, повышения эффективности адресно-профилактических  мероприятий по противодействию идеологии терроризма. 

 

 

Аппарат

Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан

    Скачать сборник


Количество показов: 496
06.12.2016

Возврат к списку