Версия для слабовидящих

ШАРВИЛИ - ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА: " ВМЕСТЕ МЫ - БОЛЬШАЯ СИЛА"

WhatsApp-Image-2017-07-27-at-15.31.59-kopiya.jpeg

Идея ежегодного празднования лезгинского народного героического эпоса «Шарвили» возникла у Имама Яралиева в конце 90-ых годов прошлого века, когда на Дагестан напали международные бандитские формирования, и над страной гор нависла опасность.
Шла настоящая война. Замысел празднования полностью соответствовал главной идее эпоса: беззаветная преданность Родине, служение народу, подвижничество во имя улучшения его жизни, а также воспитание и укрепление в подрастающем поколении чувства любви к Отчизне. Именно идеи защиты Родины и бескорыстного служения людям лейтмотивом пронизаны это бессмертное творение народа.
Примечательно, что эпос начал складываться в древние времена, когда малочисленные, раздробленные народы Кавказской Албании подвергались постоянным нападениям иноземных захватчиков.
Кавказским племенам и союзам племен, отстаивая свою свободу, воевать против хорошо вооруженных врагов было тяжело. Но в каждой войне появлялись героически сражавшиеся бесстрашные воины, благодаря которым албанцы одерживали победы. Народ их воспевал, об их подвигах складывались песни и легенды, рассказывающие о невероятной физической силе и высоком духе героя – защитника Отечества.
Вероятно, один из этих героев – самый выдающийся из них – носил имя Шарвили, которое чуть ли не на генетическом уровне сохранилось в исторической памяти лезгин. Не об этом ли говорит тот факт, что один из ахтынских тухумов и сегодня называется «Шарвилияр»? Или другой факт. Коренной ахтынец, известный дагестанский журналист Дашдемир Шерифалиев в своей книге «Эпос «Шарвили»: новые предания и факты», прорабатывает вопрос о реальных прототипах эпического героя и находит их. Он показывал мне места, связанные с именем легендарного героя: руины дома Шарвили на берегу реки, которые ахтынцы чтут как святыню, скальные глыбы, которых переносил он с одного берега на другой для строительства перехода через бурную реку, места, где легендарный герой излечивал раны. Ахтынцы рассказывают, что, соприкасаясь с этими древностями, ощущают особое возвышенное состояние души, прилив энергии и мощные потоки позитивных эмоций.
Шарвили – реальная историческая личность древних времен. Однако, предания, песни и сказы о нем в народе, передаваясь от поколения к поколению, из эпохи в эпоху, в художественном сознании народа эту историческую личность через героическую фантастику преобразовали в героически идеализированного легендарного героя. Потому что народ нуждался в таком герое. Нуждался в объединяющей силе, которая тогда еще не сформировалась. Нуждался в конкретной личности, обладающей идеальными чертами патриота, народного заступника. И народ породил, вырастил и воспитал такую личность – легендарного героя в образе Шарвили. Эпического, виртуального героя, но способного объединить людей, вызывать в них непобедимую силу духа, которая может рассекать и скалы.
Образ эпического героя Шарвили выражает мечты народа, надежду на счастливую жизнь, неугасающую веру в победу в справедливость, добра над злом. Такой образ бессмертен. Потому что борьба за справедливость, добра со злом в нашем бренном мире постоянна. Так уж устроена сама жизнь.
Сохранились предания, которые гласят, что Шарвили не раз, воскрешался и воевал с врагами, защищая родную землю. Этим художественным приемом коллективный автор величественного произведения – лезгинский народ выражает, что герои не умирают, а всегда находятся во главе тех, кто в любую минуту готов ринуться в бой на защиту Отечества. Ахтынцы рассказывают, что в первые два года Великой Отечественной войны они получали много похоронок. Разбитые горем матери и жены, сельские плакальщицы оплакивали погибших воинов- героев войны сохранившейся в первозданной форме «Песней: плач матери Шарвили» с заключительными словами: «Ты бессмертен, Шарвили. Разобьем врага». А в1942 году, когда враг оказался у ворот Кавказа, аксакалы поднялись на «Келез хев» и призвали на помощь защитника Отечества Шарвили, старики утверждали, что «слышали» даже его голос.
Призывали легендарного героя и в1999 году на помощь в борьбе с международными бандфомированиями, после разгрома которых, в июне 2000 года в Ахтах состоялось первое празднование лезгинского народного героического эпоса «Шарвили». Это был грандиозный праздник, который вошел в сердца лезгин как небывалое торжество единства и сплоченности народа, выражающего высокое чувство нравственной ответственности перед великой Родиной – Россией, Дагестаном. Тысячи гостей со всех концов нашей необьятной страны и зарубежья были гостями этого великолепного торжества. Праздник, посвященный эпосу «Шарвили», стал республиканским и проводится ежегодно на Родине легендарного героя, в райцентре Ахты. Это праздник не только лезгинского народа. Ведь Шарвили принадлежит всем дагестанцам.
Празднование прошло на высоком патриотическом уровне. Самые часто произносимые с трибуны и за праздничными слова были «Россия», «Дагестан», «Шарвили». Люди выражали уверенность, что под руководством нового энергичного руководителя Владимира Путина Россия, наконец, встанет с колен, лезгины не мыслят себя вне состава России. Напомню, это был 2000 год, у врагов нашей страны были далеко идущие планы, отделив от России сначала Дагестан и Чечню. Дух патриотизма и любви к Отечеству царит на каждом праздновании эпоса «Шарвили». В нынешнем году оно состоится 30 июня.
Кстати говоря, стало традицией накануне празднования проведение благотворительным фондом «Просвещение» им. заслуженного учителя РД Махмуда Абдулкеримова конкурса-фестиваля лезгинской песни «Лезги сес» («Лезгинский голос»). В фестивале принимают участие популярные звезды лезгинской эстрады, оперные певцы из Москвы и Петербурга, Алия и победитель всероссийского конкурса «Голос» Селим Аллахяров.
WhatsApp-Image-2017-07-27-at-15.31.59-kopiya.jpegИ последнее. Раньше у лезгин, помимо религиозных, было еще много других праздников. Например, праздники черешни, первой борозды, урожая и самый любимый – «Праздник цветов» и т. д. Теперь они не отмечаются. Мы все видим, что в последние годы у простых граждан все меньше и меньше желания вообще участвовать в каких либо празднованиях. Если нет «разнарядки», люди не выходят ни на какой праздник – вот и все. Людям сегодня не до праздников: у них не мало проблем, в основном социального характера. Радоваться мало чему, когда ты перед этими проблемами беспомощен и не знаешь, как улучшить свою жизнь.
А вот «на Шарвили» без всякой «разнарядки» из разных городов и районов приезжают тысячи гостей (правда, не столько людей, сколько их было на первом праздновании). И приезжают без всякой «разнарядки». Это значит, что такой праздник востребован народом и удовлетворяет его определенную духовную потребность.
- Раньше люди были объединены в трудовых коллективах, - вспоминает ветеран труда из Дербента Ханахмед Ханахмедов, - находились в постоянном общении. У них были общие интересы, общие проблемы, которые решались общими усилиями. Друг другу помогали. Товарища не оставляли в беде. Помогало государство. А сегодня мы разобщены, видимся изредка, каждый сам по себе. В погоне за личной выгодой человек черствеет, его не волнуют проблемы других и даже проблемы страны. У такой личности нормы этики, морали, нравственности, добрые обычаи старших поколений уступают перед коммерческим интересом. У нее ослабевает чувство патриотизма. А вот, праздник «Шарвили» объединяет людей. В тебе укрепляется чувство, что ты не одинок, у тебя много друзей, таких, как ты, готовых придти на помощь. Ты заряжаешься оптимизмом и получаешь закалку духа. Праздник призывает к единству и сплоченности всех дагестанцев, всех россиян. Как призывает Шарвили, вместе мы – большая сила.
Так думают многие участники этого прекрасного торжества, чьим мнением я интересовался.
Ненавязчивая пропаганда на, подчеркиваю, народном празднике патриотизма, дружбы народов, этических норм, морально-нравственных идеалов, трудолюбия, справедливости, верности заветам отцов, отраженных в эпосе, безусловно, способствует духовно-нравственному росту молодого поколения. Потому образ эпического героя и сегодня особо актуален.

Автор: Абдулафис Исмаилов

Источник: газета "Черновик" № 25 от 29 июня 2018 года


03.07.2018

Возврат к списку