Версия для слабовидящих

Шарвили — символ свободы и духовного возрождения народа

У каждого народа есть свои святые символы, которые отличают его от других народов. Такие символы связаны с родной землей, ее горами и реками, с языком, духовным и материальным наследием народа, именами его славных сынов.

no_image.jpg Визитной карточкой лезгин и Лезгистана являются горы Шахдаг, Шалбуз, Базар-Дюзи, танец лезгинка, река Самур, Самурский лес...
Духовным паспортом народа является его язык, культурные традиции, песни и танцы, сказки и притчи, сказания и эпосы…
Лезгины оказались в числе немногих народов мира, имеющих эпосы («Гильгамеш» у шумеров, «Махабхарата» и «Рамаяна» у индусов, «Сказания о нартах» у осетин, «Песнь о моем Сиде» у испанцев, «Песнь о Нибелунгах» у немцев, «Песнь о Роланде»  у французов, «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда» у скандинавов, «Давид Сасунский» у армян, «Манас» у киргизов, «Джангар» у калмыков, «Лачплесис» и «Калевала» у прибалтов, «Слово о полку Игореве» у славян и т. д.).
Героический эпос лезгин «Шарвили» возник в глубокой древности. Очевидно, прототипом эпического героя послужило реальное историческое лицо, судя по имени, он был царем. Любопытно, что герой с таким именем встречается и в скандинавском эпосе.
Он побеждал внешних врагов. Народ сложил про его подвиги героические песни, объединив в его образе свою мечту о свободе, о сильном защитнике, о народном герое-заступнике, обладающем богатырской силой. В последующем образ его мифологизировался, а из отдельных героических песен сложился эпос «Шарвили». Конечно же, он продолжал разрастаться событиями и в последующие эпохи. Поэтому на сегодняшний день существует множество его вариантов.
Эпос «Шарвили» — это народно-поэтическое творчество лезгинского народа, а его герой стал символом свободы и возрождения национального духа.
Идея ежегодного праздника,  посвященного эпосу «Шарвили», принадлежит Имаму Яралиеву. Начиная с 2000 года в каждую последнюю субботу июня в селение Ахты съезжаются гости со всех районов и городов Дагестана, а также из Азербайджана и России. В этом году мы в десятый раз отмечаем ставший уже традиционным праздник эпоса «Шарвили».
Герой эпоса Шарвили является примером для подражания,  служит неувядающим образцом высокого патриотизма и интернационализма. В его образе отразились самые лучшие черты национального характера и духа.
Дружелюбие и гостеприимство, интернационализм и веротерпимость, стремление к знаниям и справедливости, любовь к своей земле, народу, языку, уважительное отношение к культуре и истории — лучшие национальные черты нашего народа.
Эпос «Шарвили» — нетленный памятник истории и культуры лезгинского и всех лезгиноязычных народов Восточного Кавказа, достояние отечественной и мировой цивилизации, народная мечта о сыне-герое, который демонстрирует высший образец патриотического служения Родине.
Через сохранение и пропаганду наших традиций и праздников и празднование эпоса «Шарвили» мы идем к возрождению истории и культуры народа.
Шарвили всегда с нами, его дух витает среди нас. Стоит только кликнуть три раза с горы Келедхев: «Шарвили! Шарвили! Шарвили!» — и он придет на помощь к своему народу в его тяжелый час.

Когда настанет грозный час,
С Келедхева раздастся глас.
Зовущий глас моей земли:
— Шарвили! Славный Шарвили!
К победам вел ты сколько раз,
Сражения закаляли нас.
Оседлан конь твой, Шарвили!
Отточен меч твой, Шарвили!
Веди в сраженья нас, герой,
Перед врагом стоим горой!
Свобода или в землю лечь!
Оседлан конь, отточен меч!
Но, дай бог, чтобы тяжелый час для нас не наступал!

Настоящее время



Возврат к списку