20-й юбилейный праздник "Шарвили" (статья в газете "Новое дело)
Версия для слабовидящих

Новости

20-й юбилейный праздник "Шарвили" (статья в газете "Новое дело)

По мнению ряда исследователей, лезгинский народный героический эпос «Шарвили» появился на заре нашей эры. Песни и предания о легендарном герое, народном заступнике люди изустно передавали от поколения к поколению. Они укрепляли дух, объединяли родственные поколения. А идея ежегодного празднования эпоса возникла у Имама Яралиева в конце 90-х годов прошлого века, когда на Дагестан напали международные бандитские формирования и над Страной гор нависла опасность.
В тяжелые кризисные годы новейшей истории Дагестана шла настоящая война. Замысел празднования полностью соответствовал главной идее эпоса: беззаветная преданность Родине, служение народу, подвижничество во имя улучшения его жизни, а также воспитание и укрепление в подрастающем поколении чувства любви к Отчизне. Именно идеей защиты Родины и бескорыстного служения людям пронизано это бессмертное творение народа.
Символично, что эпос начал складываться в такие же полные драматизма трудные времена, когда малочисленные раздробленные народы Кавказской Албании подвергались постоянным нападениям иноземных захватчиков.
Кавказским племенам и союзам племен, отстаивавшим свою свободу, воевать против хорошо вооруженных врагов было тяжело. Но в каждой войне появлялись героически сражавшиеся бесстрашные воины, благодаря которым албанцы одерживали победы. Народ их воспевал, об их подвигах складывались песни и легенды, рассказывающие о невероятной физической силе и высоком духе героя—защитника Отечества.
Вероятно, один из этих героев — самый выдающийся из них носил имя Шарвили, которое чуть ли не на генетическом уровне сохранилось в исторической памяти лезгин. Не об этом ли говорит тот факт, что один из ахтынских тухумов и сегодня называется «Шарвилияр»? Или другой факт. Коренной ахтынец, известный дагестанский журналист Дашдемир Шерифалиев в своей книге «Эпос «Шарвили»: новые предания и факты», прорабатывает вопрос о реальных прототипах эпического героя и находит их. Он показывал мне места, связанные с именем легендарного героя: руины дома Шарвили на берегу реки, которые ахтынцы чтут как святыню, скальные глыбы, ко рез бурную реку, места, где легендарный герой излечивал раны. Ахтынцы рассказывают, что, соприкасаясь с этими древностями, ощущают особое возвышенное состояние души, прилив энергии и мощные потоки позитивных эмоций.
Шарвили—реальная историческая личность древних времен. Однако предания, песни и сказы о нем, передаваясь от поколения к поколению, из эпохи в эпоху, в художественном сознании народа эту историческую личность через героическую фантастику преобразовали в героически идеализированного легендарного героя. Потому что народ нуждался в таком герое. Нуждался в объединяющей силе, которая тогда еще не сформировалась. Нуждался в конкретной личности, обладающей идеальными чертами патриота, народного заступника. И народ породил, вырастил и воспитал такую личность— легендарного героя в образе Шарвили. Эпического, виртуального героя, но способного объединить людей, вызывать в них непобедимую силу духа, которая может рассекать и скалы.
Образ эпического героя Шарвили выражает мечты народа, надежду на счастливую жизнь, неугасающую веру в победу в справедливость, добра над злом. Такой образ бессмертен. Он современен. Потому что борьба за справедливость, добра со злом в нашем бренном мире постоянна. Так уж устроена сама жизнь.
Сохранились предания, которые гласят, что Шарвили не раз воскресал и воевал с врагами, защищая родную землю. Этим художественным приемом коллективный автор величественного произведения—лезгинский народ — выражает мысль, что герои не умирают, а всегда находятся во главе тех, кто в любую минуту готов ринуться в бой на защиту Отечества. Ахтынцы рас-сказывают, что в первые два года Великой Отечественной войны они получали много похоронок. Разбитые горем матери и жены, сельские плакальщицы оплакивали погибших воинов—героев войны — сохранившейся в первозданной форме песней «Плач матери Шарвили» с заключительными словами: «Ты бессмертен, Шарвили. Разобьем врага». А В1942 году, когда враг оказался у ворот Кавказа, аксакалы поднялись на «Келез хев» и призвали на помощь защитника Отечества Шарвили, старики утверждали что «слышали» даже его голос.
Призывали легендарного героя и в 1999 году на помощь в борьбе с международными бандформированиями, после разгрома которых в июне 2000 года в Ахтах состоялось первое празднование, посвященное лезгинскому народному героическому эпосу «Шарвили». Это был грандиозный праздник, который вошел в сердца лезгин как небы¬валое торжество единства и сплоченности народа, выражающего высокое чувство нравственной ответственности перед великой Родиной—Россией, Дагестаном. Тысячи гостей со всех концов нашей необъятной страны и зарубежья были гостями это¬го великолепного торжества. Праздник, посвященный эпосу «Шарвили», стал республиканским и проводится ежегодно на Родине легендарного героя — в райцентре Ахты. Это праздник не только лезгинского народа. Ведь Шарвили принадлежит всем дагестанцам.
Празднование прошло на высоком патриотическом уровне. Самые часто произносимые с трибуны слова были «Россия», «Дагестан», «Шарвили». Люди выражали уверенность, что под руководством нового энергичного руководителя Владимира Путина Россия наконец встанет с колен, лезгины не мыслят себя вне состава России. Напомню, это был 2000 год, у врагов нашей страны были далеко идущие планы — отделить от России сначала Дагестан Чечню, затем расчленить всю страну, как и великую нашу державу-Советский Союз.
Дух патриотизмаи любви к Отечеству царит на каждом праздновании «Шарвили». В нынешнем нем году оно состоится 29 июня. В Ахтах — в древние времена городе Ахцах — у Шарвили в очередной раз соберутся тысячи гостей из разных городов и районов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.
И последнее. Раньше у лезгин, помимо религиозных, было еще много других праздников. Например, праздники черешни, первой борозды, урожая и самый любимый — «Праздник цветов» и т. д. Теперь они, к сожалению, не отмечаются. Мы все видим, что в последние годы у простых граждан, испытывающих немало трудностей, все меньше и меньше желания вообще участвовать в каких-либо празднованиях. Если нет «разнарядки», люди не выходят ни на какой праздник— вот и все. Людям сегодня не до праздников: у них немало проблем, в основном социального характера. Радоваться мало чему, когда ты перед этими проблема¬ми беспомощен и не знаешь, как улучшить свою жизнь.
А вот на «Шарвили» без всякой «разнарядки» из разных городов и районов приезжают тысячи гостей (правда, не столько людей, сколько их было на первом праздновании). Это значит, что такой праздник востребован народом и удовлетворяет его определенную духовную потребность.
Вспоминаются слова о значении праздника ветерана труда, активного общественника из Дербента Ханахмеда Ханахмедова, сказанные им на одном из празднований «Шарвили».
«Раньше люди были объединены в трудовых коллективах, находились в постоянном общении. У них были общие интересы, общие проблемы, которые решались общими усилиями. Друг другу помогали. Товарища не оставляли в беде. Помогало государство. А сегодня мы разобщены, видимся изредка, каждый сам по себе. В погоне за личной выгодой человек черствеет, его не волнуют проблемы других и даже страны. У такой личности нормы этики, морали, нравственности, добрые обычаи старших поколений усту¬пают перед коммерческим интересом. У нее ослабевает чувство патриотизма. А вот праздник «Шарвили» объединяет людей. В тебе укрепляется чувство, что ты не одинок, у тебя много друзей, таких, как ты, готовых прийти на помощь. Ты заряжаешься оптимизмом и получаешь закалку духа. Наш праздник «Шарвили» призывает к единству и сплочен-ности всех дагестанцев, всех россиян. Как призывает Шарвили, вместе мы—большая сила.
Так думают многие участники этого прекрасного торжества, чьим мнением я интересовался.
Ненавязчивая пропаганда на, подчеркиваю, народном празднике патриотизма, дружбы народов, этических норм, морально-нравственных идеалов, трудолюбия, справедливости, верности заветам отцов, отраженных в эпосе, безусловно, способствует духовно-нравственному росту молодого поколения. Потому образ эпического героя и сегодня особо актуален.

Источник: "Новое дело", автор: Абдулафис Имаилов

Количество показов: 537
02.07.2019

Возврат к списку


Поделиться в: