Версия для слабовидящих

Все о налоговых проверках

Налоговые органы будут проверять, правильно ли вы исчисляете и платите налоги. Проверки бывают камеральные и выездные.
Камеральные проверки
Камеральная проверка - это проверка налоговой инспекцией данных налоговых деклараций (порядок истребования документов приведен в ст. 93 Налогового кодекса РФ, а ограничения предусмотрены ст. 88).
Если у инспекции вопросов нет
На проверку данных декларации налоговой инспекции отводится 3 календарных месяца со дня подачи декларации. Если в течение этого срока у нее не возникает каких-либо вопросов, связанных с декларацией, значит, претензий к налогоплательщику нет и камеральная налоговая проверка завершилась. Но может быть иначе.
Если у инспекции вопросы есть
Шаг 1. Получаем письмо с перечнем вопросов
Если при проверке вашей декларации у инспекции возникли вопросы или она выявила ошибки, вы получите от инспекции официальное письмо, в котором будет подробно указано, какие ошибки найдены в поданной декларации или какие указанные в ней сведения противоречат либо не соответствуют информации, имеющейся у налоговой инспекции. Вам будет предложено либо исправить декларацию и подать ее еще раз (такая декларация называется уточненной), либо дать пояснения.
Шаг 2. Подаем уточнения или пояснения
Уточненная декларация подается в том же порядке, что и первоначальная. Пояснения можно дать в свободной форме и направить письмом в налоговую инспекцию. Если уточненная декларация представлена до окончания проверки первоначальной декларации, то проверка прекращается и начинается проверка вновь представленной декларации.

Если выявлены нарушения
Шаг 1. Получаем акт проверки
Обнаружив нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющие оформляют акт налоговой проверки. Налоговая инспекция обязана передать его вам вместе с документами, подтверждающими нарушения (за исключением полученных от вас документов). Также вам пришлют официальное письмо с указанием времени и места рассмотрения акта проверки.
Шаг 2. Рассматриваем акт
У вас есть право принять участие в рассмотрении акта. Налоговая инспекция должна проанализировать ваши доводы, дать им оценку и вынести по результатам рассмотрения акта одно из решений:
• о привлечении к налоговой ответственности;
• об отказе в привлечении к ответственности.
На рассмотрение акта, возражений (если они есть) и иных материалов налоговой проверки инспекции отводится 10 рабочих дней после окончания срока для представления возражений. Этот срок (10 дней) может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Шаг 3. Получаем решение по итогам рассмотрения дела
Решение по итогам рассмотрения дела о налоговом правонарушении налоговая инспекция обязана вручить вам в течение 5 дней после вынесения решения. Если вручить решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты отправки. С момента вручения (получения почтового отправления) начинается срок для обжалования этого решения.

6 ВОЗМОЖНЫХ действий инспекции при камеральной проверке
1. Вызвать налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений.
2. Истребовать документы (в том числе запросить Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций).
3. Истребовать документы у контрагентов налогоплательщика.
4 . Запросить информацию у банков.
5. Опросить (допросить) свидетелей в порядке, предусмотренном ст. 90 Налогового кодекса РФ.
6. Назначить экспертизу.

Выездные налоговые проверки
Налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку деятельности индивидуального предпринимателя. Но такое мероприятие налогового контроля, как правило, проводится в редких случаях.
Шаг 1. Измеряем «глубину»
Выездной налоговой проверкой можно охватить 3 календарных года деятельности индивидуального предпринимателя, непосредственно предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.
Шаг 2. Проверяем частоту проверок
Выездная налоговая проверка, как правило, проводится не более 1 раза за один и тот же период деятельности налогоплательщика и по одному и тому же налогу. Повторная проверка может проводиться только в строго определенных случаях. Третья - исключительно по решению руководителя ФНС России.
Шаг 3. Оцениваем длительность проверки
Срок проверки - не более 2 месяцев. По решению вышестоящего налогового органа он может быть продлен на 2, а в исключительных случаях - на 4 месяца. Кроме того, по решению налоговой инспекции проверка может быть приостановлена на срок до 9 месяцев.
Шаг 4. Знакомимся с решением о проведении проверки
Инспекция выносит решение о проведении проверки и предъявляет его индивидуальному предпринимателю. Обратите внимание на оформление этого документа. Решение должно содержать следующую информацию:
• фамилия, имя, отчество предпринимателя;
• проверяемые периоды;
• налоги, подлежащие проверке;
• полный список должностных лиц налоговой инспекции, которые проводят проверку и могут при предъявлении решения и служебного удостоверения находиться в период проведения проверки на территории (в помещениях) налогоплательщика.
Шаг 5. Изучаем акт проверки
По итогам проведенной выездной проверки составляется акт. В нем отражаются результаты проверки, а именно - выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства. Если акт не будет составлен, то решение по результатам проверки не может быть принято на законных основаниях. Порядок рассмотрения акта такой же, как и при камеральной проверке.

12 факторов риска назначения выездном проверки
1. Налоговая нагрузка по виду деятельности ниже среднеотраслевой.
2. Отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за период.
4. Темп роста расходов выше темпа роста доходов от реализации.
5. Среднемесячная заработная плата работника ниже средней по виду деятельности в субъекте Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению показателей, установленных для применения спецрежимов.
7. Максимальное приближение суммы расходов к сумме дохода за календарный год.
8. Построение хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без разумной деловой цели.
9. Непредставление налоговому органу пояснений на уведомление о выявлении несоответствия показателей деятельности или запрашиваемых документов, или наличие информации об их уничтожении, порче.
10. Неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения.
11 . Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности в данной сфере деятельности по данным статистики.
12 . Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

9 ВОЗМОЖНЫХ действий инспекции при выездной проверке
1. Вызвать налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений.
2. Провести инвентаризацию.
3. Запросить информацию у банков.
4. Опросить (допросить) свидетелей в порядке, предусмотренном ст. 90 Налогового кодекса.
5. Провести осмотр.
6. Истребовать документы у налогоплательщика.
7. Истребовать у контрагентов налогоплательщика документы, указанные в ст. 93.1 Налогового кодекса.
8. Провести выемку.
9. Назначить экспертизу.

Обязанности предпринимателя при выездной проверке
1. Обеспечить ознакомление проверяющих с документами, которые содержат сведения:
• об объектах налогообложения;
• полученных доходах и про-изведенных расходах:
• источниках доходов;
• налоговой базе;
• налоговых льготах.
Если эта обязанность не будет выполнена, налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проверки, либо провести их выемку.
2. Предоставить помещения для проведения выездной налоговой проверки. Если такой возможности нет, проверка будет перенесена на территорию налогового органа. Для этого достаточно написать письменное заявление в свободной форме. Однако в этом случае вам придется представить подлинники документов в налоговый орган самостоятельно.

Случаи, когда возможна повторная проверка
1. В порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налоговой инспекции. Такую проверку назначает и проводит вышестоящий налоговый орган.
2. При представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, из которой следует, что налогов нужно заплатить меньше, чем было заявлено ранее, либо в уточненной налоговой декларации заявлены.

Подача возражений на акт налоговой проверки
Бывает, что индивидуальный предприниматель не согласен с выводами налогового органа по результатам камеральной или выездной проверки.
Шаг 1. Внимательно изучаем акт
Шаг 2. Представляем письменные возражения
Если вы не согласны с выводами проверяющих, то в течение 1 месяца с момента получения акта вы имеете право представить в эту же инспекцию письменные возражения по акту. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 рабочих дней (отсчет которых начинается с момента окончания 1 месяца, отведенного вам на представление возражений) должен рассмотреть акт, возражения и иные материалы налоговой проверки.(Внимание! Срок рассмотрения материалов может быть продлен, но не более чем на I месяц).
Шаг 3. Ожидаем приглашения
На рассмотрение материалов проверки вас обязательно должны пригласить в инспекцию.(Внимание! Если вы не представили письменные возражения на акт, это не лишает вас возможности заявлять возражения и давать свои объяснения во время рассмотрения материалов проверки).
Шаг 4. Получаем решение
Рассмотрев акт и возражения на него, инспекция вынесет одно из решений:
• о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
• об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение должно быть вам вручено в течение 5 рабочих дней со дня его вынесения. А в силу оно вступает по истечении 1 месяца со дня вручения, если в течение этого срока на решение не будет подана апелляционная жалоба.

Обжалование решения по налоговой проверке
Получив решение инспекции; можно обжаловать его как до, так и после его вступления в законную силу. (Внимание! В случае обжалования решения, не вступившего в законную силу, такое решение вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе или со дня истечения срока, установленного на его принятие. Срок подачи апелляционной жалобы не восстанавливается).
Совет: получить информацию о поданных в ФНС обращениях можно на сайте www.nalog.ru Электронные сервисы -> Узнать о жалобе
Шаг 1. Обжалуем решение
Не вступившее в силу решение можно обжаловать, подав апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, решение которой обжалуется. Сделать это можно в течение 1 месяца с даты вручения решения по результатам проверки. Если вы не подавали апелляционную жалобу, то обжаловать можно и уже вступившее в силу решение. На это отводится 1 год со дня вынесения решения.
Шаг 2. Получаем решение по жалобе
После получения вашей жалобы (апелляционной жалобы) инспекция в течение трех дней направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Рассмотрев жалобу на решение инспекции, вышестоящий налоговый орган:
• оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
• отменяет решение налогового органа полностью или в части;
• отменяет решение налогового органа полностью и принимает новое решение.
Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) направляется налогоплательщику в течение 5 рабочих дней со дня его вынесения.

Обязательные требования к жалобе
1. Ваши фамилия, имя, отчество (полностью), почтовый индекси адрес места жительства.
2. Сведения об обжалуемом решении налогового органа.
3. Наименование налогового органа, решение которого обжалуется.
4. Основание, по которым вы считаете, что ваши права нарушены (с какими пунктами в решении вы не согласны и почему - со ссылками на Налоговый кодекс).
5. Ваши требования (например, отменить решение полностью или в части).


! Внимание
После вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе), повторно поданная в тот же вышестоящий налоговый орган жалоба по тем же основаниям рассмотрению не подлежит.
Но налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в качестве дополнительной гарантии его прав перед тем, как обратиться в суд, или одновременно с заявлением в суд попробовать урегулировать спор, подав в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе) жалобу в Федеральную налоговую службу. Это не обязательное действие, налогоплательщик после вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе может обращаться в суд.


07.04.2017

Возврат к списку