На августовском совещании работников образования Сулейман-Стальского района зампред. Комитета НС РД по образованию, науке, культуре, кандидат в депутаты НС РД от Единой России Гамидулах Магомедов отметил задачи по развитию образовательной системы
Версия для слабовидящих

Новости

На августовском совещании работников образования Сулейман-Стальского района зампред. Комитета НС РД по образованию, науке, культуре, кандидат в депутаты НС РД от Единой России Гамидулах Магомедов отметил задачи по развитию образовательной системы

Кандидат в депутаты НС РД нового созыва от партии «Единая Россия», действующий депутат дагестанского парламента, заместитель Председателя Комитета Народного Собрания по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Гамидулах Магомедов, выступая на августовском совещании работников образования Сулейман-Стальского района, рассказал о некоторых актуальных проблемах образования республики, а также озвучил задачи по дальнейшему развитию образовательной системы.
Вначале он поздравил работников сферы образования с новым учебным годом и отметил позитивные изменения, происходящие в сфере образования района за последние пять лет. Так, в селах Эминхюр, Аликент, Цмур и Алкадар появились современные типовые школы, в с. Ашага-Стал-Казмаляр идет строительство еще одного крупного образовательного объекта. Такие же изменения коснулись дошкольных образовательных учреждений и спортивных сооружений. По сравнению с предыдущими 30 лет это большие достижения.
Одной из главных задач, стоящей перед сферой образования, Гамидулах Исмилович назвал здоровье школьников: «Для нас, прежде всего, важно здоровье подрастающего поколения. По данным Минздравсоцразвития России, сегодня лишь 10 % выпускников общеобразовательных учреждений и 20 % школьников могут быть отнесены к категории здоровых. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди такой же возрастной категории до распада Советского Союза».
Одной из причин наблюдаемой тенденции, по мнению Гамидулаха Исмаиловича, является интенсификация учебного процесса. При этом особое внимание он обратил на питание детей. «В 2009 году по нашей инициативе на питание было выделено 3 рубля. В результате депутатских запросов нам удалось поднять размер субсидий на горячее питание школьников до 15 рублей. Но самое интересное произошло, когда Президент страны Владимир Путин определил 61 рубль на питание детей. Сегодня это большой приоритет для сферы образования. А наша с вами задача – обеспечить соответствующие условия для организации сбалансированного питания в школах. К сожалению, несмотря на достаточный размер финансирования, выявляем множество недочетов. Касается это и поставляемой продукции, зачастую не соответствующей показателям качества. Мы должны беречь здоровье подрастающего поколения. Дети – это наше с вами будущее».
В качестве второй приоритетной задачи, стоящей перед сферой образования, Гамидулах Исмаилович выделил процесс воспитания. «В законах 90-х годов не было ни одной статьи о воспитании. Воспитание рассматривалось как сугубо семейная обязанность, а образовательный процесс всецело был возложен на школу. Так окончательно разрушили советскую систему образования, которую сегодня, кстати, переняли многие западные страны. Воспитание и образование – единый процесс. Воспитывая, обучаем, а обучая, воспитываем. И нельзя было разрывать эту связь. Сегодня мы с вами должны восстановить единый учебно-воспитательный процесс. Мы сами виноваты, что позволили его разрушить, не сохранили и не попытались восстановить. И сейчас Президент России пытается это упущение устранить. По его инициативе внесены поправки в закон об образовании. Есть и результаты. Так, за классное руководство учителя уже получают 5 тыс. рублей».
Третья проблема, озвученная парламентарием, связана, в частности, с процессом самого образования. Он отметил необходимость возрождения традиций и восстановления системы советского образования, обратив внимание на выполнение приоритетной задачи, поставленной Президентом России Владимиром Путиным перед всеми образовательными организациями страны, – обеспечить обучающегося качественным образованием независимо от типа школы и места ее расположения – в сельской местности или городе. Это необходимо для вхождения России до 2024 года в десятку лучших стран мира по качеству общего среднего образования. Для выполнения этой задачи в условиях Дагестана, по мнению Гамидулаха Магомедова, необходимо, в первую очередь, решить две основные проблемы: создать соответствующие условия и обеспечить равный доступ для получения качественного образования во всех типах школ, в том числе сельских (их в республике 85% от общего количества школ), и поднять престиж учителя.
По данным Министерства образования и науки РД, из 1415 школ лишь 534 являются типовыми, остальные 881, в том числе 122 аварийные и 87 ветхие, не обладают условиями, необходимыми для обеспечения качественным образованием обучающихся. Кроме того, во многих школах обучение проводится в 2-3 смены. Во многих сельских школах учителя имеют полторы-две ставки, они вынуждены брать непрофильные для себя предметы, в результате чего страдает качество знаний учащихся.
Сложившееся сегодня положение с большинством сельских школ в республике, как подчеркнул Гамидулах Магомедов, пока не позволяет организовать в них учебно-воспитательный процесс на современном уровне и обеспечить всех обучающихся качественным образованием. Для создания современной образовательной среды с соответствующими условиями в сельских школах парламентарий предлагает дополнить федеральный и региональный проекты «Образование» новым комплексным подпроектом «Сельская школа». Он обратил внимание на необходимость обновления методики и технологии обучения с учетом региональной специфики.
Для повышения качества образования, необходимо по мнению парламентария, поднять престиж учителя. О необходимости вернуть высокий статус учителя в обществе говорил в ходе августовского совещания и глава региона Сергей Меликов. Главным критерием престижа, авторитета учителя остается, конечно же, уровень его заработной платы, которую, кстати говоря, уже подняли на 23 %.
Говоря о позиции дагестанского парламента по данному вопросу, депутат пояснил, что она была выражена еще в постановлении Народного Собрания Республики Дагестан от 31 мая 2018 года № 531, согласно которому доля оклада от общей заработной платы учителя должна составлять 70% средней заработной платы по республике при 18-часовой недельной нагрузке без дополнительных выплат.
Гамидулах Магомедов заострил внимание и на проблему изучения родного языка. Он напомнил, что система образования Дагестана ранее располагала соответствующей законодательной базой и четко налаженной системой этнокультурного образования, созданной в соответствии с требованием ФГОС. «К сожалению, в настоящее время складывается серьезная критическая ситуация с развитием этнокультурного образования, особенно с изучением родных языков. В городских школах резко сократилось количество учащихся, изучающих родной язык. Вместо родного языка изучают русский язык, которому и так отведено достаточно часов. Такая же тенденция наблюдается и в сельских школах», - подчеркнул депутат.
Он считает, что данная ситуация сложилась не из-за того, что родители не хотят, чтобы их дети овладели своим родным языком, а потому что в образовательных организациях, Министерстве образования и науки, муниципалитетах республики своевременно не создают соответствующие условия для их изучения.
Депутат уверен, что положения федерального закона об образовании нуждаются в конкретизации в части обязательного изучения родного языка и самого понятия «родной язык». «В законе речь шла о добровольном изучении второго государственного языка в конкретно взятом регионе, например, в Татарстане, где региональный язык могли навязать и учащемуся другой национальности», - пояснил он.
Еще одной проблемой, стоящей сегодня перед сферой образования, как отметил парламентарий, являются одинаковые требования для выпускников всех школ страны к сдаче ГИА. К сожалению, как раньше, уже не учитываются уровень получения знаний в городской и малокомплектной сельской школе.
Кроме того, Гамидулах Магомедов отметил проблему обеспечения образовательных учреждений нужными учебниками. На приобретение учебников, которые потом за ненадобностью лежат на полках школьных библиотек, тратятся огромные финансовые средства. По его мнению, учитель должен работать только с учебниками, допущенными Минпросвещением.


Количество показов: 178
29.08.2021

Возврат к списку