О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 2024 году
Версия для слабовидящих

Новости

О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 2024 году

С 1 января 2024 года в Российской Федерации началась очередная декларационная кампания по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Сведения) за прошедший 2023 год представляют лица, замещающие государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, а также руководители государственных и муниципальных учреждений. Указанные лица обязаны также представить сведения в отношении членов своих семей (супруга (супруги) и несовершеннолетних детей).
Сведения необходимо представить в форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" и является унифицированной для всех лиц, на которых распространяется обязанность представлять сведения.
Справка заполняется с использованием специального программного обеспечения "Справки БК" (СПО "Справки БК"), которое размещено на официальном сайте Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru/structure/additional/12. Также ссылка на данное программное обеспечение размещена на официальном сайте ФГИС "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации". С 31 января 2024 года действует новая версия СПО «Справки БК» (2.5.5).
Срок представления Сведений – не позднее 30 апреля 2024 года.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (при участии Администрации Президента Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и иных заинтересованных федеральных государственных органов) в рамках оказания методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ о противодействии коррупции подготовлены обновленные Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Методические рекомендации) и заполнения соответствующей формы справки для использования в ходе декларационной кампании 2024 года.
Обновленная редакция Методических рекомендаций размещена на официальном сайте Минтруда России, а также на сайте Главы Республики Дагестан (в подразделе Документы → Противодействие коррупции → Методические материалы).
В ходе использования в работе Методических рекомендаций следует обратить внимание на следующие изменения:
1. Отражены особенности, связанные с положениями:
а) Федерального закона от 6 февраля 2023г. № 12-ФЗ – в частности, касаемо рассматриваемой тематики речь идет:
- о статьях 17, 19 Федерального закона от 21 декабря 2021г. № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", регламентирующих обязанность представления депутатом, осуществляющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, в течение 4 месяцев со дня избрания его таковым, передачи ему вакантного депутатского мандата; порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"; обеспечении доступа к информации о представляемых депутатами сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- о статье 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", регламентирующей порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе;
б) Указа Президента Российской Федерации от 6 декабря 2022г. № 886 "Об особенностях замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области";
в) Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022г. № 968
"Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции", а также Указа Президента Российской Федерации от 22 января 2024г. № 61 "О федеральном кадровом резерве на государственной гражданской службе Российской Федерации".
2. Также в Методических рекомендациям указано, что дополнительные пояснения по ним содержатся в инструктивно-методических материалах Минтруда России, например, Инструктивно-методических материалах по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022г. № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции", а также Обзоре правоприменительной практики в части невозможности представить по объективным и уважительным причинам сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
3. Отмечена необходимость корректного указания отчетной даты, даты печати и представления справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно:
- пунктом 20 Методических рекомендаций прописано, что дата печати справки автоматически формируется в зоне служебной информации (в правом нижнем углу справки). В связи с этим важно обращать внимание на ситуации, при которых отчетная дата напрямую зависит от месяца представления справки (например, если гражданин планирует представить сведения в августе 2024 года, то отчетной датой будет являться 1 июля 2024 года: в таком случае рекомендуется распечатывать справку также в августе 2024 года).
- в пункте 53 указано, что лицу, представляющему справки, рекомендуется распечатать, подписать и представить справки в течение одного дня (одной датой).
При этом не допускаются ситуации, при которых дата печати справки, автоматически формируемая в правом нижнем углу каждого листа справки, будет ранее отчетной даты, указываемой на титульном листе справки, или позднее даты заверения достоверности и полноты на последнем листе справки.
Нельзя осуществлять подмену листов справки, листами, напечатанными в иной момент времени. При этом листы одной справки не следует менять и вставлять в другие справки, даже если они содержат идентичную информацию и время печати.
Согласно Инструкции о порядке заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с использованием СПО "Справки БК" необходимо учитывать следующее:
- для печати справок используется лазерный принтер, обеспечивающий качественную печать;
- не допускаются дефекты печати в виде полос, пятен (при дефектах барабана или картриджа принтера);
- не допускается наличие подписи и пометок на линейных и двумерных штрих-кодах, подпись на последней странице ставится в специально отведенном месте;
- не допускаются рукописные правки, справки не следует прошивать.
4. Пунктами 46-48 добавлен перечень рекомендуемых действий при невозможности представить сведения о доходах вследствие не зависящих от служащего (работника) обстоятельств (не путать с уведомлением служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей), а именно:
- такое лицо в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении не зависящих от него обстоятельств, обязано подать в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (либо иной коллегиальный орган, осуществляющий функции указанной комиссии) уведомление об этом в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа с приложением документов, иных материалов и (или) информации (при наличии), подтверждающих факт наступления не зависящих от него обстоятельств. В случае, если указанные обстоятельства препятствуют подаче уведомления об этом в установленный срок, такое уведомление должно быть подано не позднее 10 рабочих дней со дня прекращения указанных обстоятельств.
Конкретные не зависящие от служащего (работника) обстоятельства приведены в части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Примером не зависящих от физического лица обстоятельств могут быть стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии) и пр.
Уведомление направляется также в случае невозможности по независящим обстоятельствам представления сведений в отношении самого служащего (работника).
Исполнение обязанности представить сведения должно быть обеспечено служащим (работником) не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия, не зависящих от него обстоятельств, препятствующих исполнению такой обязанности, если иное не установлено федеральными законами.
5. Предусмотрено допустимое отражение информации о должностях супругов, замещающих должности военной службы.
6. В пункте 60 рекомендаций указаны особенности отражения дохода лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и применяющего несколько специальных налоговых режимов.
Так, при одновременном применении нескольких специальных налоговых режимов одним лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в строке «Доход по основному месту работы» отражается доход от основного вида предпринимательской деятельности, осуществляемой с применением одного специальных налоговых режимов (УСН, ПСН, ЕСХН), а в строке «Иные доходы» отражается доход, полученный от других видов предпринимательской деятельности, осуществляемой с применением остальных специальных налоговых режимов (с разбивкой по суммам дохода и указанием применяемого специального налогового режима).
7. Отмечено, что не подлежат отражению в справке сведения, содержащиеся в информации, полученной в рамках Указания Банка России от 27 мая 2021г. № 5798-У "О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения", о денежных средствах, выплаченных при закрытии вклада (счета), в том числе вклада (счета)
в драгоценных металлах, за исключением процентов по вкладу (счету).
8. Указано на необходимость отражения в разделе 4 справки именно счетов, а не карт (так, если счет банком или иной кредитной организацией не открывался, основания для заполнения данного раздела справки не усматриваются. Карта может быть не привязана к счету, например, при открытии "Пушкинской карты" и др.).
Наряду с этим, не подлежат отражению в разделе 4 справки электронные средства платежа (счета по учету электронных денежных средств). Например, открытые в ООО «ОЗОН Банк» и др.
Счета (вклады), открытые в иностранных банках (иных кредитных организациях), также указываются в разделе 4 справки с учетом применимого регулирования (например, такие счета могут иметь иной вид счета, отличный от "Текущего" или "Депозитного").
9. Подчеркнуто, что в графе «Сумма сделки (руб.)» раздела 2 справки указывается сумма сделки в рублях, а в случае если расходы по сделке выражены в иностранной валюте, то осуществляется перевод в рубли по курсу, установленному Банком России, на дату совершения сделки.
10. Пунктами 160-162 Методических рекомендаций скорректирована информация о порядке заполнения графы "Сумма поступивших на счет денежных средств" раздела 4 справки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2024г. № 71 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", а именно:
- с текущего года данная графа заполняется только в случае, если общая сумма денежных средств, поступивших на счета (а не на каждый отдельный счет, как было ранее) за отчетный период, превышает общий доход служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период и два предшествующих ему года.
Например, при представлении сведений в 2024 году графа "Сумма поступивших на счет денежных средств (руб.)" заполняется в отношении всех счетов, указанных в справке конкретного лица (т.е. открытых по состоянию на отчетную дату), в случае, если сумма денежных средств, поступивших на такие счета в 2023 году, превышает общий доход служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2021, 2022 и 2023 годы.
В таком случае в отношении каждого счета указывается сумма поступивших на него в 2023 году денежных средств, при этом выписку о движении денежных средств, как было ранее, прилагать не нужно.
Отдельными аспектами заполнения графы «Сумма поступивших на счет денежных средств (руб.)», о которых следует упомянуть, являются:
- с доходом служащего (работника), его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за отчетный период и два предшествующих года сравнивается сумма денежных средств, поступивших на открытые по состоянию на отчетную дату счета, содержащиеся отдельно в справках каждого из вышеперечисленных;
- сумма денежных средств, поступивших на закрытые по состоянию на отчетную дату счета, не учитывается;
- в денежные средства, поступившие на счета, не включаются отдельные зачисления, которые являются следствием перераспределения между другими счетами служащего (работника), его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей и характеризуют оборот денежных средств по счетам (например, не учитываются денежные средства, перечисленные со счета служащего (работника) на счет его супруги (супруга); аналогично в отношении ситуаций, связанных со счетами несовершеннолетних детей);
- денежные средства, поступившие на счет, могут не являться доходом в целях представления сведений, как следствие, не указываться в разделе 1 справки, но при этом учитываться для целей раздела 4 справки (например, в сумме денежных средств, поступивших на счет, учитываются возврат денежных средств по несостоявшемуся договору купли-продажи, денежные средства, полученные в качестве кредита и др.);
- в сумме денежных средств, поступивших на счет, учитываются денежные средства, зачисленные с помощью банкомата (кассы), даже в случае, если ранее аналогичная денежная сумма снята со счета.
Перечень возможных на практике ситуаций отражен в таблице № 5 Методических рекомендаций (пункт 161).
По счету в драгоценных металлах данная графа не заполняется.
11. Также в рекомендациях Минтруда обращено внимание, что в графе "Сумма обязательства/размер обязательства по состоянию на отчетную дату (руб.)" раздела 6.2 справки в случае отражения информации об участии в долевом строительстве объекта недвижимости рекомендуется указывать полные суммы, предусмотренные заключенным договором долевого участия.
12. Также напоминаю, коллеги, о требованиях по отражению имеющихся счетов в банках и оплаты больничных листов:
- проверять наличие счетов в кредитных учреждениях возможно (желательно) и через «Личный кабинет налогоплательщика» ФНС РФ. В главном меню заходите в раздел «Информация», далее в подраздел «Сведения о счетах в банках»;
- в части оплаты больничных листов: с января 2021 года их оплата производится по формуле: 3 дня за счет работодателя, остальной период – за счет средств Социального фонда России (СФР).
Соответственно, что период свыше 3 дней не закладывается в справку работодателя с места работы, и данную информацию необходимо запрашивать из личного кабинета гражданина на сайте СФР.
Непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ, вплоть до увольнения с занимаемой должности в связи с утратой доверия.


Количество показов: 929
25.03.2024

Возврат к списку


Поделиться в: