Гасан Алкадарский (1834-1910) – крупный дагестанский ученый-историк и правовед, поэт, мыслитель. Среди его трудов – хроника «Асари Дагестан» по истории Дагестана, юридический и этико-догматический трактат «Джираб аль-Мамнун», поэтический сборник «Диван аль-Мамнун».
В жизни каждого народа происходят события, которые своей решительностью дают мощный толчок к живительным созидательным действиям, вселяют в сердца и души людей уверенность и надежду. Таким событием, большим нравственным поступкам можно считать строительства музея Гасана-эфенди Алкадарского.
Наконец-то, положено начало возведению своеобразного храма памяти, где будет собрана и отражена жизнь и деятельность Алкадарских, сыгравших огромную прогрессивную роль в истории нашего края, всей республики и России. Это новое проявление культуры местной власти, которую возглавляет яркая личность и патриот Яралиев Имам Музамудинович. Можно сказать, что его идея возвести в селе Алкадар музей была одной из первых в числе начинаний нового главы района.
Отрадно сознавать, что нынешняя власть взяла в своей деятельности интеллектуальное направление, придавая в числе других важных мероприятий такое огромное значение увековечению памяти славных сынов нашей земли. Значительность инициативы адекватна личностям, чьи добрые деяния будут отражены на площади, отводимой под демонстрационные залы музея.
Музей Гасана-эфенди Алкадарского интересен и посещаем для ознакомления с экспонатами, для получения объективной информации об историческом прошлом и научных успехах великих просветителей нашего замечательного края. Одной из целей создания музея является сопровождение образовательного процесса. Он даст возможность сохранить историческую память, передать подрастающему поколению знания, демонстрирует достижения кюринцев, опыт и традиции славной семьи Алкадарских.
Строительство и организация музея – это дань уважения благодарных земляков внуку Магомеда Ярагского, первому историку Дагестана, поэту, философу и мыслителю Гасану-эфенди, отмечал на церемонии открытия Имам Яралиев. «Вклад Гасана-эфенди Алкадарского в науку, его опыт просветительской деятельности, пропаганды знаний, опыт воспитания настоящих патриотов и сегодня востребован. Гасан-эфенди Алкадарский, его семья и потомки принадлежат не только Алкадару, Кюре, Дагестану – они были, есть и остаются истинными сыновьями России. Это люди, которые много сделали для нашей земли, Дагестана и всей страны».
И вот обещанное выполнено. Построено типовое капитальное здание музея. Благоустроена территория музея. Продолжаются работы по экспонированию музея, осуществляются экспедиции по сбору материалов в селения Ахты, Шамхал, Согратль, Гимры, Верхний Яраг, в города Буйнакск, Махачкала, Дербент (готовятся фото- и вещественные материалы, собираются раритеты). В этом помогают потомки Гасана-эфенди Алкадарского, и в том числе, первый исследователь его жизни и научной деятельности, автор первой монографии по деятельности Гасана-эфенди Алкадарского, учитель местной школы Гусейн Гусейнов, проф. Амри Шихсаидов и др.
Для музея построено типовое капитальное здание. Благоустроена территория музея. Полезная площадь музея – свыше 500 квадратных метров. Экспозиции в музее занимают пять залов. В них отражена история не только рода Алкадарских, но и всего Кюре. В холле здания музея большой художественный портрет Гасана-эфенди Алкадарского, его родословное древо, соответствующая мебель. Здесь также представлена информация о строительстве и создании музея, фотогалерея.
Первый зал посвящен Гасану Алкадарскому. Здесь представлены изданные книги Гасана Алкадарского: «Асари-Дагестан», «Диван ал-Мамнун», «Джираб ал-Мамнун». Один из блоков знакомит с неизданными материалами Гасана-эфенди Алкадарского. В числе находок письма, автографы, рекомендации, рукописные книги и т.д.
Изготовлены стенды, где представлены исследования о Гасане Алкадарском, работы о его жизни и деятельности, отрывки из дневника Гасана Алкадарского, посвященные периодам жизни и деятельности, школе Алкадарского. Выставлены уникальные экспонаты: Коран с автографом Гасан-эфенди, его комод, чернильный прибор, кресло и др. Подготовлен фотоматериал фамильного кладбища рода Алкадарских в Касумкенте, художественные портреты жены и родственников Гасана-эфенди.
В данном зале также представлен раздел «Современники Гасана-эфенди Алкадарского». Здесь выставлены материалы о Мирзе-Али Ахтынском, А.-К.Бакиханове, Хпеж Курбане, Гасане Гузунове, Етиме Эмине и др. (их переписки, произведения, книги, фотоматериалы и др.).
Во втором зале представлена библиотека Гасана Алкадарского, которая готовится проф. А.Р. Шихсаидовым, правнуком Гасана-эфенди (библиотека собирается, опись содержит более 350 наименований книг).
Следующий зал музея отведен под экспонаты, связанные с потомками Гасана Алкадарского: Генрихом Гасановым, Готфридом Гасановым, Амри Шихсаидовым, Ибрагимом Гусейновым, Абдусаламом Гусейновым, Шамилем Гусейновым и многими др.
В четвертом зале будут выставлены экспонаты и материалы, посвященные предкам Гасана Алкадарского. Это, прежде всего, Магомед Ярагский и Абдуллах-эфенди. Многие экспонаты об их жизни и деятельности уже собраны и выставлены. Заказан художественный портрет Магомеда Ярагского и Абдуллаха-эфенди, подготовлено родословное древо Магомеда Ярагского, идут переговоры по передаче Корана, трости и труда Магомеда Ярагского «Асары».
В пятом зале можно будет познакомиться с историей с. Алкадар. Здесь представлены национальные костюмы, старинная утварь, предметы быта (самовар, кувшин, старые лампы, хурджины, чарыки, музыкальные инструменты, ручная мельница, коврики, предметы рукоделия и др.).
Отдельно будет представлены материалы по истории села. Готовится фотомонтаж об алкадарцах – участниках Великой Отечественной войны.
Во все залы закуплена необходимая мебель.
Музей Гасана-эфенди Алкадарского может стать центром зарождения нового научного направления – алкадароведения.
Биографическая справка:
Гасан Алкадарский- активный политический деятель, умеренный религиозный авторитет, пламенный сторонник пророссийского развития Дагестана, последний арабо-язычный поэт страны гор, разорвавший каноны арабской классической поэзии, блистательный знаток Корана и других мусульманских письменных источников и превративший в девизы некоторые положения ислама, страстный пропагандист распространения знаний в массах. Он отразил в своей жизни и трудах свою эпоху, но в то же время был более чем прогрессивен и видел. Гасан Алкадарский родился 15 октября 1834 года. С трех лет отец стал учить его грамоте, а уже к десяти годам он писал стихи, знал наизусть многие Суры Корана. Молодой Гасан рано обрел самостоятельность, чем снискал доверие и уважение властей. В 28 лет он уже секретарь, и в 32 года член окружного суда в Касумкенте. В 1857 году в возрасте сорока шести лет умерла его мать Хавсат, а в 1862 году он потерял своего отца Абдуллаха. С 1866 года Гасан-эфенди в течении 12 лет наиб (глава) администрации Южного Табасарана с резиденцией в с. Нижний Яраг. В апреле 1871 года он пишет «Ал – Кава ал – Джами ва мушкилат «Мухаммадали», ответ на вопросы по проблемам земельного права, завещаний. В 1875 году в первой демократической газете Азербайджана «Экинчи», издаваемой просветителем Гасанбеком Зардаби, опубликовано первое печатное произведение Гасана-эфенди стихотворное послание газете. Автор надеялся, что газета поможет проснуться современникам от вековой спячки.
В 1877 году половину Дагестана охватило восстание против царских войск. Заподозренный в соучастии и сочувствии к восставшим, Гасан Алкадарский был сначала арестован и посажен в тюрьму, а затем отправлен в ссылку в Тамбовскую губернию. Однако ссыльные годы не прошли даром. Они стали для алима настоящей информационной находкой. Ученый многое переосмыслил, выучил русский язык, много времени уделял чтению различных трудов, занимался наукой и литературной деятельностью.
После возвращения из ссылки в 1883 году Гасан-эфенди наконец занялся своим любимым делом – преподаванием в школе отца, которую он вскоре преобразовал в светскую. В 1889 году он пишет стихотворный трактат по вопросам наследственного права. 28 августа 1890 г. – завершает работу над рукописью «Асари-Дагестан», которая будет издана только через 13 лет. В 1907 году в Стамбуле выходит в свет его труд «Тахмис». Умер Гасан Алкадарский 12 сентября 1910 года. Уже после его смерти в Темирханшуре были изданы его произведения «Диван-ал-Мамнун» (1912 г) и «Джираб-ал-Мамнун (1913 г), а в 1929 году в Махачкале выходит в свет русский перевод «Асари-Дагестан».