Версия для слабовидящих

Гасан Алкадарский (1834-1910) – крупный дагестанский ученый-историк и правовед, поэт, мыслитель. Среди его трудов – хроника «Асари Дагестан» по истории Дагестана, юридический и этико-догматический трактат «Джираб аль-Мамнун», поэтический сборник «Диван аль-Мамнун».
 В жизни каждого народа происходят события, которые своей решительностью дают мощный толчок к живительным созидательным действиям, вселяют в сердца и души людей уверенность и надежду. Таким событием, большим нравственным поступкам можно считать строительства музея Гасана-эфенди Алкадарского.
  IMG_2324.JPG 1500_20120109_3.jpg
 Наконец-то, положено начало возведению своеобразного храма памяти, где будет собрана и отражена жизнь и деятельность Алкадарских, сыгравших огромную прогрессивную роль в истории нашего края, всей республики и России. Это новое проявление культуры местной власти, которую возглавляет яркая личность и патриот Яралиев Имам Музамудинович. Можно сказать, что его идея возвести в селе Алкадар музей была одной из первых в числе начинаний нового главы района.
 Отрадно сознавать, что нынешняя власть взяла в своей деятельности интеллектуальное направление, придавая в числе других важных мероприятий такое огромное значение увековечению памяти славных сынов нашей земли. Значительность инициативы адекватна личностям, чьи добрые деяния будут отражены на площади, отводимой под демонстрационные залы музея.
DSC_0439_1.jpgМузей Гасана-эфенди Алкадарского интересен и посещаем для ознакомления с экспонатами, для получения объективной информации об историческом прошлом и научных успехах великих просветителей нашего замечательного края. Одной из целей создания музея является сопровождение образовательного процесса. Он даст возможность сохранить историческую память, передать подрастающему поколению знания, демонстрирует достижения кюринцев, опыт и традиции славной семьи Алкадарских.
 Строительство и организация музея – это дань уважения благодарных земляков внуку Магомеда Ярагского, первому историку Дагестана, поэту, философу и мыслителю Гасану-эфенди, отмечал на церемонии открытия Имам Яралиев. «Вклад Гасана-эфенди Алкадарского в науку, его опыт просветительской деятельности, пропаганды знаний, опыт воспитания настоящих патриотов и сегодня востребован. Гасан-эфенди Алкадарский, его семья и потомки принадлежат не только Алкадару, Кюре, Дагестану – они были, есть и остаются истинными сыновьями России. Это люди, которые много сделали для нашей земли, Дагестана и всей страны».
 И вот обещанное выполнено. Построено типовое капитальное здание музея. Благоустроена территория музея. Продолжаются работы по экспонированию музея, осуществляются экспедиции по сбору материалов в селения Ахты, Шамхал, Согратль, Гимры, Верхний Яраг, в города Буйнакск, Махачкала, Дербент (готовятся фото- и вещественные материалы, собираются раритеты). В этом помогают потомки Гасана-эфенди Алкадарского, и в том числе, первый исследователь его жизни и научной деятельности, автор первой монографии по деятельности Гасана-эфенди Алкадарского, учитель местной школы Гусейн Гусейнов, проф. Амри Шихсаидов и др.
Для музея построено типовое капитальное здание. Благоустроена территория музея. Полезная площадь музея – свыше 500 квадратных метров. Экспозиции в музее занимают пять залов. В них отражена история не только рода Алкадарских, но и всего Кюре. В холле здания музея большой художественный портрет Гасана-эфенди Алкадарского, его родословное древо, соответствующая мебель. Здесь также представлена информация о строительстве и создании музея, фотогалерея.
 Первый зал посвящен Гасану Алкадарскому. Здесь представлены изданные книги Гасана Алкадарского: «Асари-Дагестан», «Диван ал-Мамнун», «Джираб ал-Мамнун». Один из блоков знакомит с неизданными материалами Гасана-эфенди Алкадарского. В числе находок письма, автографы, рекомендации, рукописные книги и т.д.
 Изготовлены стенды, где представлены исследования о Гасане Алкадарском, работы о его жизни и деятельности, отрывки из дневника Гасана Алкадарского, посвященные периодам жизни и деятельности, школе Алкадарского. Выставлены уникальные экспонаты: Коран с автографом Гасан-эфенди, его комод, чернильный прибор, кресло и др. Подготовлен фотоматериал фамильного кладбища рода Алкадарских в Касумкенте, художественные портреты жены и родственников Гасана-эфенди.
В данном зале также представлен раздел «Современники Гасана-эфенди Алкадарского». Здесь выставлены материалы о Мирзе-Али Ахтынском, А.-К.Бакиханове, Хпеж Курбане, Гасане Гузунове, Етиме Эмине и др. (их переписки, произведения, книги, фотоматериалы и др.).
Во втором зале представлена библиотека Гасана Алкадарского, которая готовится проф. А.Р. Шихсаидовым, правнуком Гасана-эфенди (библиотека собирается, опись содержит более 350 наименований книг).
 Следующий зал музея отведен под экспонаты, связанные с потомками Гасана Алкадарского: Генрихом Гасановым, Готфридом Гасановым, Амри Шихсаидовым, Ибрагимом Гусейновым, Абдусаламом Гусейновым, Шамилем Гусейновым и многими др.
В четвертом зале будут выставлены экспонаты и материалы, посвященные предкам Гасана Алкадарского. Это, прежде всего, Магомед Ярагский и Абдуллах-эфенди. Многие экспонаты об их жизни и деятельности уже собраны и выставлены. Заказан художественный портрет Магомеда Ярагского и Абдуллаха-эфенди, подготовлено родословное древо Магомеда Ярагского, идут переговоры по передаче Корана, трости и труда Магомеда Ярагского «Асары».
 В пятом зале можно будет познакомиться с историей с. Алкадар. Здесь представлены национальные костюмы, старинная утварь, предметы быта (самовар, кувшин, старые лампы, хурджины, чарыки, музыкальные инструменты, ручная мельница, коврики, предметы рукоделия и др.).
 Отдельно будет представлены материалы по истории села. Готовится фотомонтаж об алкадарцах – участниках Великой Отечественной войны.
 Во все залы закуплена необходимая мебель.
 Музей Гасана-эфенди Алкадарского может стать центром зарождения нового научного направления – алкадароведения.
 
Биографическая справка:

b8efae6dcb70a1d342e5932f3b893e31.jpg Гасан Алкадарский- активный политический деятель, умеренный религиозный авторитет, пламенный сторонник пророссийского развития Дагестана, последний арабо-язычный поэт страны гор, разорвавший каноны арабской классической поэзии, блистательный знаток Корана и других мусульманских письменных источников и превративший в девизы некоторые положения ислама, страстный пропагандист распространения знаний в массах. Он отразил в своей жизни и трудах свою эпоху, но в то же время был более чем прогрессивен и видел. Гасан Алкадарский родился 15 октября 1834 года. С трех лет отец стал учить его грамоте, а уже к десяти годам он писал стихи, знал наизусть многие Суры Корана. Молодой Гасан рано обрел самостоятельность, чем снискал доверие и уважение властей. В 28 лет он уже секретарь, и в 32 года член окружного суда в Касумкенте. В 1857 году в возрасте сорока шести лет умерла его мать Хавсат, а в 1862 году он потерял своего отца Абдуллаха. С 1866 года Гасан-эфенди в течении 12 лет наиб (глава) администрации Южного Табасарана с резиденцией в с. Нижний Яраг. В апреле 1871 года он пишет «Ал – Кава ал – Джами ва мушкилат «Мухаммадали», ответ на вопросы по проблемам земельного права, завещаний. В 1875 году в первой демократической газете Азербайджана «Экинчи», издаваемой просветителем Гасанбеком Зардаби, опубликовано первое печатное произведение Гасана-эфенди стихотворное послание газете. Автор надеялся, что газета поможет проснуться современникам от вековой спячки.
В 1877 году половину Дагестана охватило восстание против царских войск. Заподозренный в соучастии и сочувствии к восставшим, Гасан Алкадарский был сначала арестован и посажен в тюрьму, а затем отправлен в ссылку в Тамбовскую губернию. Однако ссыльные годы не прошли даром. Они стали для алима настоящей информационной находкой. Ученый многое переосмыслил, выучил русский язык, много времени уделял чтению различных трудов, занимался наукой и литературной деятельностью.
После возвращения из ссылки в 1883 году Гасан-эфенди наконец занялся своим любимым делом – преподаванием в школе отца, которую он вскоре преобразовал в светскую. В 1889 году он пишет стихотворный трактат по вопросам наследственного права. 28 августа 1890 г. – завершает работу над рукописью «Асари-Дагестан», которая будет издана только через 13 лет. В 1907 году в Стамбуле выходит в свет его труд «Тахмис». Умер Гасан Алкадарский 12 сентября 1910 года. Уже после его смерти в Темирханшуре были изданы его произведения «Диван-ал-Мамнун» (1912 г) и «Джираб-ал-Мамнун (1913 г), а в 1929 году в Махачкале выходит в свет русский перевод «Асари-Дагестан».