Сулейман-Стальский район
Версия для слабовидящих

ПЕРСОНАЛИИ

Появление первых поэтов-кюринцев, безусловно, явление древнее, но мы располагаем сведениями о литературных творениях мастеров слова, живших не ранее XIV-XV веков. Среди них Кюре Мелик – уроженец с. Куркент, творивший в период монголо-татарского ига в конце XIV – начале XV вв. Это наиболее яркая фигура в лезгинской поэзии того времени, творчество которого в основном ориентировано на призыв к защите Отечества. Как набат и призыв звучит его стихотворение "Выходи спасать очаг!" Поэт не ограничивается патриотической тематикой. Как подлинные шедевры звучат стихи на любовную и философскую темы. До нас дошли лишь отдельные произведения Мелика, которые поражают глубиной мысли и поэтическим совершенством. Возникает вопрос: мог ли появиться такой поэт без поэтических традиций?
Не менее богато поэтическое творчество лезгин в XVII-XIX века, которые характеризуются судьбоносными событиями: образованием феодальных владений и союзов сельских вольных обществ, распространением и укреплением позиций мусульманской религии и восточной культуры, а также арабской письменности.

Универсальное по тем временам образование получили такие известные ученые и поэты, как Рухун Али, Атлухан-эфенди, Абакар-эфенди и др.
Гаджи Али-эфенди Ар-Рухуни (Али Рухунский, Рухун Али) был большим алимом и поэтом, учеником Атлухана-эфенди, Магарама ал-Ахты, Саида ал-Аракани, Саида ал-Шинази и Абдурахмана ал-Жебели. Имя Али Рухунского упоминается и в книге Гасана Алкадари "Асари Дагестан". Он также известен по перепискам с Мухаммадом ал-Яраги (Магомедом Ярагским) и Мирзой Али Ахтынским. Это видный ученый, который усвоил многие науки, распространенные в Дагестане. Он писал на арабском и тюркском языках. Важно также отметить, что Али Рухунский был одним из первых лезгинских поэтов, творивших на родном – лезгинском языке.
Более 20 лет он преподавал в родном селении.
В возрасте 80 лет он умер (1851).
Его дело продолжил сын – Абакар эфенди. В своих стихах Рухун Али создает апокалиптическую картину Страшного суда. Он обращается к традиционной теме зухдийят – афоризмам дидактического характера, основной задачей которых является своего рода предостережение от грехопадения и направление человека на праведный путь. Али Рухунский – первый из плеяды поэтов–алимов, создавший шедевры любовной лирики.

Крупнейшим ученым и поэтом своего времени был и Махмуд Рухунский – внук Али Рухунского. По свидетельству Галиба Садыки, Махмуд Рухунский умер во время возвращения из хаджа на родину (в г. Тифлисе, где и был похоронен). По другой версии, он эмигрировал в Турцию после восстания 1877 года и жил в с. Дюмберез (вилаят Балакесир). Он, его брат Магомед, дядя Абакар-эфенди и его сын Абдул Гамид-эфенди – известные ученые и поэты. Некоторые их произведения напечатаны в книге Гасана Алкадарского "Диван ал-Мамнун". Многие из их рукописных книг оказались в Турции, а большая часть в 1919 г. сгорела во время пожара в доме Эфенди Цинитского в Дербенте.

К числу больших ученых Кюринского округа, как отмечает Гасан Алкадарский, относится Абдул Халим-эфенди, который переселился из Самурского округа в селение Шихикент, где преподавал арабские науки и знания. Он получил от шейха Магомед-Эфенди Ярагского инвеституру на наставничество в тарикате накшбанди. После смерти (1850) его дело продолжил сын – Мола Абдул-Гани.

В конце XIX в. лезгинская культура сохранила и приумножила лучшие культурные традиции и достижения средневековой лезгинской литературы.
Самым ярким представителем лезгинской поэзии XIX в. является Етим Эмин, в творчестве которого синтезирована вся предыдущая многовековая культура художественного слова. Етим Эмин мудро и искусно развил прогрессивные традиции Фирдоуси, Низами, Вагифа и др. восточных классиков.
Етим Эмин – классик лезгинской поэзии, создатель литературного языка лезгин – по праву занимает видное место в художественной культуре Дагестана. Его творчество явилось значительной вехой на пути становления и развития лезгинской литературы. Поэзия Эмина проста и доступна для восприятия любым читателем и по сей день.
В многоплановой по своей тематике поэзии Е.Эмина исследователи выделяют три основных взаимосвязанных цикла: любовная лирика, гражданская лирика и философские стихи. Он обращается к нравственно–этическим проблемам человеческого бытия, критикует пороки Трудно найти поэта, который с такой предельной искренностью и беспощадной прямотой выразил бы себя в своих стихах, превратив их в исповедь. Етим Эмин ввел в национальную поэзию новые образы. На примере своего творчества он показал, что на лезгинском языке можно творить такие образцы поэтического искусства, которые по своей художественной ценности не уступают лучшим творениям именитых мастеров восточной поэзии. Етим Эмин создал поэтическую школу, являющуюся образцом для последующих поколений поэтов, писателей.
Вечным символом любви и признательности благодарных потомков классику лезгинской поэзии является переименование селения Аламише в Эминхюр и открытие в канун 160–летнего юбилея поэта и 70-летия образования района памятника Етиму Эмину.

Известностью среди жителей Кюринского округа пользовался брат и современник Етима Эмина – Абдул Малик (Мелик) талантливый поэт, создававший подлинные шедевры. В этот период проявился талант поэта-алима Султана (сына Гаджи) Гаджиева из Касумкента. Он учился в медресе Атлухана-эфенди в Ашага-Стале.

Историю культуры Дагестана второй половины XIX начала XX вв. немыслимо представить себе без многогранной и плодотворной работы на поприще науки, просвещения, духовной и общественной деятельности Гасана-эфенди Алкадари-Мамнун (1834-1910), имя и дела которого пользовались огромной популярностью в Дагестане и далеко за его пределами.
Философ, общественный деятель, просветитель, историк, последний арабоязычный поэт, разорвавший традиционные каноны арабской классической поэзии, верующий, почитатель Корана и ревизирующий некоторые положения ислама, педагог, три десятилетия жизни отдавший обучению детей и неграмотных взрослых в светской школе, открытой им самим, страстный пропагандист распространения знаний в массах – таков Гасан Алкадарский.
Своей общественной, педагогической, научной деятельностью и поэтическим творчеством Гасан Алкадари многое сделал для пробуждения и роста национального самосознания дагестанских народов, для сближения Дагестана с Россией.

Современником Гасана Алкадарского и его учеником был Абдулгамид Чиликский (1873-1916), уроженец аула Чилик. Он учился также у Кази Агамирзе и в медресе селения Штул. Абдулгамид Чиликский считал себя учеником Е.Эмина, что заметно отразилось на его творчестве. В его произведениях улавливается близость к стихам Етима Эмина. Характерной чертой его творчества является эпистолярный жанр, а также гражданская, философская и любовная лирика.

К этому периоду относится и творчество Казимагомеда Мехкергского. Из его биографии нам известно не многое: он родился в селении Мехкерг, был образованным, знал и понимал Коран, владел несколькими восточными языками и писал на тюркском языке. Из сохранившихся стихотворений усматривается, что он придерживается традиционных для средневековой поэзии тем.

В начале XX века среди яркинцев пользовался популярностью брат Казимагомеда, преданный исламу и священному Корану, – набожный Шихмагомед Мехкергский (Магомедэминов): врачеватель, поэт, знаток Корана, восточных языков и традиционных для того времени наук. Основным мотивом его творчества была религиозная тема. Поэтическую силу он неизменно черпает из Святой книги. Помимо религиозных, он писал на лезгинском и тюркском языках стихи светского характера. Они художественно выразительны, пронизаны философским духом.
Шихмагомед Мехкергский при жизни сильно пострадал за религиозное содержание стихов. Его необоснованно подвергли репрессиям и в 30-х годах сослали в Архангельск, где он и умер.

В 30-е годы XX века был известен поэт, религиозный деятель и мюрюд Абдулаха-эфенди Ашинского, Тажиб Хпюкский (Айвазов). Он был приверженцем идей Гаджи-эфенди Штульского, духовная деятельность которого отразилась на его стихах: они пронизаны религиозным содержанием.
Литература в 30-е годы была в некоторой степени идеологизирована, а отдельные темы, например, богословные, находились под строжайшим запретом. Тогда, как известно, мусульманская религия и деятельность известных духовных лиц оценивалась с позиции воинствующего атеизма, т.е. негативно. Все это заслоняло их положительные личностные и творческие черты. Под видом конфискации религиозных сочинений, в 30-е годы, да и после, изымались рукописи и произведения средневековья. Была изъята солидная библиотека и у Шихмагомеда Мехкергского. Подобное отношение к личностям и их наследию было непоправимой ошибкой, подлинным варварством и неоправданным нигилизмом. Кто знает, не будь этой огромной ошибки, мы знали бы больше о тех деятелях культуры и литературы, которые творили в прошлом.
Ныне, когда пересмотрена роль ислама в жизни народов Дагестана, следует изучить и объективно оценить сохранившееся рукописное наследие, выявить неопубликованные произведения из рукописей, которые лежат в архивах М.-Г.М. Садыки, А.А. Агаева, Г.Г.Гашарова, Ф.И.Вагабовой и др. и сделать их достоянием народа. У проф. Р.И. Гайдарова хранится альманах лезгинской поэзии, охватывающий период XVIII-XIX вв. В нем содержится немало точных сведений и материалов по творчеству кюринских поэтов средневековья (Е.Эмина, А.Мелика, М.Рухунского и др.), которые могут служить источником по истории литературы. Однако почти ничего, к сожалению, из материалов рукописи не стало до сих пор объектом более или менее детального изучения.

В конце XIX века на поэтическую арену вышла Саяд Пери из Ашага-Стала (1880-1900). Судьба поэтессы сложилась драматично. Ее насильно выдали замуж за нелюбимого человека. Это отразилось на ее поэзии, придав ей горестные, мрачные тона. Перед нами человек, отвергнутый близкими. СтIал Саяд старается найти ответ на вопросы: почему мир таков? Почему любовь несчастна? Почему человек карается богом?

Большую славу лезгинской литературе, наряду с Етимом Эмином, принес народный поэт Дагестана, Гомер XX века Сулейман Стальский. Из его стихов и поэм миллионы людей во всех уголках земли узнали о Дагестане, о лезгинах. Поэтические строки Сулеймана Стальского проникнуты высоким гуманизмом и знанием жизни простых людей.
Творчество Сулеймана Стальского воплотило в себя весь предшествующий опыт устной и письменной литературы лезгин. Поэтическое мастерство Сулеймана безупречно и самобытно, оно представляет собой богатейшую художественную школу. Значение Сулеймана Стальского для нашей культуры огромно. Этим, в частности, объясняется тот огромный интерес, который проявляли к его поэтическому наследию выдающиеся деятели культуры разных национальностей. Возьмем, к примеру, слова Максима Горького, прозвучавшие на 1 съезде писателей СССР: "На меня, и я знаю, не только на меня, произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман. Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи, затем он, Гомер XX века, изумительно прочел их. Берегите людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман".
В 1930-е годы к нам приехала группа советских писателей. Сергей Михалков, Николай Тихонов, Владимир Луговской гостили у великого Сулеймана и остались очень довольны тем, что познакомились с настоящим гением. Их воспоминания говорят не только о таланте, уме поэта, но и о замечательных качествах лезгинского народа.
В тридцатых годах творческие успехи Сулеймана Стальского получили всенародное признание. 15 июня 1934 года Президиум Центрального Комитета ДАССР присвоил Сулейману Стальскому звание народного поэта Дагестана. Советское правительство наградило его орденом Ленина. А в 1956 году в Махачкале С.Стальскому был установлен памятник на месте захоронения.

Рука об руку с прославленным народным поэтом республики трудился на ниве литературы Алибег Фатахов (1910-1935). Творчество Алибега Фатахова (уроженец ceла Цмур) – одна из ярких страниц лезгинской советской поэзии и прозы. Заслуженной любовью среди народа пользуются его поэмы "Разорванные цепи", "Ударник Гасан", "МТС". Его перу принадлежат переводы стихов Пушкина, Лермонтова, Маяковского на лезгинский язык. В лезгинской литературе велика роль Алибега Фатахова и в зарождении жанра прозы. Вошедшие в хрестоматии 30-х годов его рассказы: "Риза", "Газета", "Завещание отца", "Проклятие", посвященные злободневным вопросам жизни, стали образцами высокохудожественной прозы на родном языке для всех последующих писателей.
В 30-40-е годы лезгинская литература обогатилась новыми именами и из числа представителей Сулейман-Стальского района. Это поэты, писатели и деятели культуры Алдер Билалов, Мусаиб Стальский, Мутагир Рзаханов, Балакардаш Султанов, Рамазан Юсуфов, Абдулгъафиз Казанбеков, Самуэль Мехтиев и др., способствовавшие развитию и обогащению складывающегося литературного языка.

Мусаиб Стальский (1910-1942) родился в семье народного поэта Сулеймана Стальского. Литературное наследие Мусаиба Стальского невелико. В 1940 году он издал сборник стихов на родном языке "Избранные произведения". Он автор нескольких газетных статей и ряда стихотворений, опубликованных в центральной и районной печати.

К этому периоду относится и начало творческой деятельности Зияудина Эфендиева (1903-1980), уроженца аула Цмур. Он автор сборника очерков "Очаги социализма", повести о гражданской войне "Знамя победы", нескольких книг рассказов. Писатель обращается в своем творчестве к темам колхозной жизни, образам передовых людей труда. О том, как борется за свое равноправное положение в обществе девушка-горянка, поведал Эфендиев в одном из своих лучших рассказов "Дочь яркинца". Писатель выступает и в жанре драматургии. Его комедия "Гюльзада" и драма "Утро в Сенгере" поставлены на сцене Лезгинского театра, а многочисленные одноактные пьесы ставятся коллективами художественной самодеятельности. Перу 3. Эфендиева принадлежат роман "Следы на мосту", сборник повестей "Морские волны", сборник рассказов и очерков "У родника" и пьеса об общественном деятеле и революционере К.-М. Агасиеве. З.Эфендиев перевел на лезгинский язык прозаические произведения М.Ю. Лермонтова, В.Г. Короленко, Н.В. Гоголя, Б. Горбатова, пьесы Н. Островского, К. Гольдони, Б. Лавренева, А. Корнейчука и других.
Поэты 40-х годов достойно встретили испытания с первых дней Великой Отечественной войны. На войне, наряду со многими дагестанскими поэтами, в рядах действующей армии находились и ашагастальцы Мусаиб Стальский, Балакардаш Султанов и Мутагир Султанов. Они сражались на фронтах Великой Отечественной войны, одновременно продолжая свою творческую работу. Основным мотивом их произведений были патриотические стихи и песни.

К послевоенному времени относится появление на литературной арене Ибрагима Гусейнова (родился в 1936 г. в селении Алкадар). Он принадлежит к той поэтической силе Дагестана, которая стремится идти непроторенными дорогами, сказать свое слово в поэзии, по-своему выразить чувства и мысли современника. Внутреннее искреннее волнение, которое не оставляет равнодушным, характерно для многих стихов Ибрагима Гусейнова. Уже в первой книге стихов и поэм, вышедшей на лезгинском языке, – "Пути-дороги" (1959) читателя привлекли взволнованность поэта, страстность его стихов. С каждым новым произведением Ибрагим Гусейнов добивается все большей поэтичности. Об этом свидетельствует выпущенный в 1962 году сборник его стихов "Песня о свете". В том же году вышла поэма "Счастье раздают" – о любви детей к природе, к труду. Лучшие черты поэзии Ибрагима Гусейнова проявились и в поэме "Шарвили", написанной по мотивам лезгинского фольклора. Она издана в Москве в 1963 году, а на лезгинском языке выходит в 1964 г. Делам, мыслям, чувствам современников посвящены поэтические книги "Чувство земли этой" и "Гора".
Существенный вклад в лезгинскую литературу и культуру внесли кюринцы Гаджи Аликберов, Габибов Г., Альдер Билалов, Рамазан Нагиев и другие поэты, писатели и общественные деятели старшего поколения.

В 70-е годы в лезгинской литературе появляется Сажидин Сайдгасанов, заслуженный работник культуры РД, поэт, журналист, писатель, публицист, собиратель мудрых изречений народа. Он автор нескольких сборников стихов. Одна из особых черт творчества поэта – это народность и национальный колорит. Его произведения отличаются близостью к устному народному творчеству.
В современную поэзию, идущую впереди других родов литературы, вносят свой вклад вступившие в литературу в 70-80-е годы такие представители района, как Абдуселим Исмаилов, Фейзудин Нагиев, Абдул Фатах, Пакизат Фатуллаева, Абдулбари Махмудов, Майрудин Бабаханов, Абидин Камилов, Шагабудин Шабатов и др., многие из которых трудятся и в прозе.
Обращают на себя внимание лирические произведения П.Фатуллаевой, в которых много нежных и мягких красок. Стихотворения пронизаны внутренними переживаниями поэтессы. П.Фатуллаевой свойственны раздумья, которые уносятся от сиюминутности к вечным истинам, желание постигнуть неведомое.

Настоящую популярность завоевал поэт, прозаик и публицист Фейзудин Нагиев, посвятивший свое творчество судьбе лезгинского народа. Он часто выступает в лезгинской печати с критическими статьями, поднимает проблемные вопросы литературного творчества, культурного наследия родного народа. Стихи поэта переносят нас в сложный и высокий мир нашего современника. Его любовная лирика отличается высокой художественностью и чувствительностью.

В произведениях Абдуселима Исмаилова читателя привлекает яркая художественность. Многие произведения написаны на волнующие темы современности. Поэту наиболее подвластны эмоционально-мыслительные обобщения, сделанные на материале активного соединения этих двух моментов. В последнее время А.Исмаилов выступает и как прозаик.

Стихи талантливого поэта Майрудина Бабаханова привлекают прежде всего глубиной мысли, яркостью образов. Они самобытны, афористичны. Его поэзия и любвеобильна, и патриотична. Автор глубоко чувствует боль своего народа и в произведениях предлагает читателям быть патриотами своей родины, любить ее по-сыновьи.

Произведения Абдул Фатаха привлекают мудростью и глубиной мысли. В его творчестве главное внимание уделяется психологии современника, рассматриваемой сквозь призму философской, гражданской проблематики. На многие стихи А.Фатаха сложены песни. Он также известен как собиратель фольклора и поэтического наследия народа.

Стержневые жанры поэзии Ш.Шабатова – это гражданская и любовная лирика. Талантливость Шагабудина проявляется в обработке сюжетов, обострении социальных, морально-этических мотивов. В его стихах преобладают фольклорные эпитеты и емкие фразы.

За последние годы ярко проявился талант поэта Абидина Камилова. Содержательны его философские раздумья о смысле жизни, красоте окружающей природы, посвященные сущности человеческого бытия.

В настоящее время в лезгинской прозе плодотворно работают Абдулбари Махмудов, Нажмудин Шихнабиев и дp., творчество которых перешагнуло рубежи 90-х годов XX века. Остротой поднимаемых проблем, умелым изображением внутреннего мира героев, гражданственностью своей позиции они вносят свой вклад в лезгинскую прозу.
Прозаик и драматург Абдулбари Махмудов-автор нескольких книг. Особенной популярностью пользуются сборники прозаических произведений "Лес рубят, щепки летят" и "Землетрясение". Наряду с крупными произведениями А.Махмудов пишет рассказы. Его произведения проникнуты глубоким пониманием тех перемен, которые произошли в жизни яркинцев в связи с переселением на равнину в 60-70-е годы XX века. Писатель часто выступает в лезгинской печати, поднимает вопросы литературного наследия лезгинского народа.

Нажмудин Шихнабиев – автор нескольких повестей и книг. Он пишет о жизни села, о процессах, происходящих в нем, о привычках и нравах селян. В своем творчестве он многогранен, разнообразен и оригинален.
Поэты и писатели Салих Салимов, Мирземет Салманов, Абдулкадыр Сайдумов, Абдурахман Меджидов, Мислимат и Саират Ахмедпашаевы, Дашдемир Адилов, Зумрият Шамсудинова, Зумрият Джабраилова, Тажидин Магомедов, Багаудин Курдулов, Ямудин Гусейнов, Важибат Насрулаева, Юзбег Юзбегов, Гусейн Гусейнов, Марал Базаева и др., пришедшие в литературу в конце 80-х – начале 90-х годов, приняли эстафету старших собратьев по перу, и, не отрываясь от национальных традиций, внесли и несут свою лепту в развитие родной литературы.
Крупнейшим фактором культурной жизни народа выступает печать. Плеяда художников слова начинала формироваться в лоне национальных печатных органов. На страницах районной и республиканской печати периодически выступают поэты и писатели, которые связывают литературу с жизнью, улучшают литературное дело.

Представители Сулейман-Стальского района принимали и самое активное участие в деятельности лезгинских газет и журналов. Так, в республиканской газете "Лезги газет" в качестве сотрудников плодотворно работали: Аликберов Г., Мехтиев С., Юсуфов Р. и др., содействовавшие развитию лезгинской культуры. В настоящее время в республиканской газете плодотворно трудятся заслуженные работники культуры РД Алаудин Гамидов (зав. отделом), Шахабудин Шабатов (собкорр.) Ханумага Шайдабегова (корреспондент) и др. Главным редактором газеты "Махачкалинские известия" работал Нариман Гаджимурадов, который позже возглавлявший РИА «Дагестан». Районную печать, газету «Кюринские известия» («Куьредин хабарар», ранее "Народное слово" ("Халкьдин гаф"),  "Коммунизмадин гатфар", "Коммунизмадин пайдах") возглавляли в разные годы такие квалифицированные журналисты, как Джалал Алахвсрдиев, Саид Алиметов (член Союза журналистов СССР, заслуженный работник культуры РД, талантливый переводчик), Сейфудин Муталибов и др., которые способствовали активной работе мастеров слова.

Жизнь заслуженного работника культуры Российской Федерации Насруллаева Абдулы, заслуженных работников культуры Республики Дагестан Саидгасанова Сажидина, Кичибекова Саидина, Исламовой Розы, Стальской Лиды, Тагирбекова Раджаба, Гаджимирзоева Альдера и других служат литературе и искусству.

С удовлетворением можно сказать и о том, что лезгинскую литературу трудно представить без учета того вклада, который внес и вносит литературно-художественный и общественно-политический журнал "Самур" ("Дуствал"). В разные годы здесь работали и выходцы из Сулейман-Стальского района: З.Эфендиев, И.Гусейнов (редактор журнала "Дуствал" в 60-е годы), А.Исмаилов (зам. главного редактора литературных журналов Дагестана) и др.

В 90-е годы с помощью местной интеллигенции и поддержки спонсоров в районе периодически издавались независимые газеты "Кюринские зори", "Соловей", которые знакомили читателя с литературным творчеством поэтов и писателей. В тот же период в Махачкале под заголовком "Во имя воссоединения и процветания лезгинского народа выходил независимый журнал "Лезгистан" (под редакцией Фейзудина Нагиева), на страницах которого раскрывались вопросы национальной истории и духовной культуры. Вокруг этого журнала группировались круги лезгинской интеллигенции. В нем систематически выступали поэты и писатели – кюринцы.

Нельзя не отметить и то, что представители района принимали самое активное участие в сборе и популяризации поэтического наследия прошлого, в исследовании и издании научных работ по творчеству лезгинских поэтов и писателей. Здесь мы должны упомянуть Шахабудина Мейланова и Галиба Садыки. Ш.Мейланов один из трех составителей первого сборника лезгинской поэзии, изданного в Москве в 1929 г., в которой впервые увидели свет произведения Етима Эмина и Сулеймана Стальского. Галиб Садыки, крупный ученый литературовед, востоковед, знаток восточных языков, исследовал историю лезгинской литературы, собиратель литературного наследия народа, относящегося к XV-XX векам. Пристрастием ученого являлись творения Магомеда Яраги, Мирзы Али ал-Ахты, Гасана Алкадарского, Рухуна Али, Шихмагомеда Мехкергского, Етима Эмина, Сулеймана Стальского и многих талантливейших сынов лезгинского народа.


ГЕНЕРАЛЫ И ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ГЕРОИ СССР И РФ