Версия для слабовидящих

Гасан-эфенди Алкадарский

Алкадарский.jpg

Родоначальником научной и просветительской деятельности среди выходцев из района является Гасан-эфенди Алкадарский (1834–1910).

Гасан-эфенди Алкадарский, сын Абдаллаха ал-Алкадари – видный дагестанский ученый, историк, философ, поэт, правовед, деятель просвещения. Родился 15 октября 1834 г. в селении Балахани. Отец Алкадари – Хаджи Абдаллах, сын Курбана (ум. в 1862 г.), – ученик знаменитого дагестанского ученого, устада накшбандийского тариката, учителя имамов Газимухаммада и Шамиля – Мухаммада-эфенди ал-Яраги (Магомеда Ярагского), основатель медресе в селении Алкадар (ныне Сулейман-Стальского района), где преподавал в течение 26 лет. Мать – Хафсат (ум. в 1857-58 г.), дочь Мухаммада-эфенди ал-Яраги, одна из самых образованных женщин Дагестана, прошедшая у своего отца курс традиционных и рационалистических наук. В 1831-32 г. Мухаммад-эфенди ал-Яраги переселился из-за преследований местных властей из селения Юхари-Яраг в Аварию, в селение Балахани, где обосновался вместе со своей семьей и учениками, в числе которых был и Абдаллах, будущий отец Алкадари.

В сентябре 1834 г. родители Алкадари переселились вслед за Мухаммедом ал-Яраги в селение Согратль. В 1838 г. после смерти Мухаммада ал-Яраги родители Алкадари вернулись в селение Алкадар. В 1838-39 г. Абдаллах-эфенди основал в Алкадаре медресе, где Гасан Алкадарский учился в течение 10 лет. В медресе преподавали арабский язык, тафсир, хадисы, логику, теорию диспута, риторику, мусульманское право, метрику, математику, т.е. ученики получали как духовное, так и светское образование.

В 1848-1956 гг. совершенствовал свои знания у таких ученых, как Исмаил-эфенди ал-Яраги и Мирза Али ал-Ахты. В 1856 г. Алкадари переехал в селение Юхари-Яраг, резиденцию Юсуф-хана Кюринского, у которого в течение ряда лет состоял секретарем-делопроизводителем и учителем его детей. В 1862-1866 гг. был членом дивана в селении Касумкент, а с 1866-67 гг. в течение двенадцати лет – наибом Южного Дагестана (резиденция – селение Нижний Ярак).

Немаловажное значение в становлении и пропаганде взглядов Алкадари имело его сотрудничество в первой демократической азербайджанской газете «Экинчи» («Пахарь»), издававшейся в 1875-1877 гг. выдающимся просветителем-демократом Гасанбеком Зардаби и сыгравшей важную роль в распространении передовых идей своего времени.

Поворотным пунктом в жизни и взглядах Алкадари стало грандиозное по своему размаху восстание горцев Дагестана в 1877 г. В 1879 г. вместе с участниками восстания 1877 г. он был отправлен в ссылку в Тамбовскую губернию (город Спасск). В 1883 г. вернулся на родину по амнистии, возобновил работу медресе, основанного его отцом, развернул активную преподавательскую деятельность. Медресе Алкадари – одна из первых в Дагестане школ светского типа, где было организовано преподавание таких дисциплин, как математика, физика, астрономия, история, география. Медресе пользовалось большой популярностью у различных национальностей из Дагестана и Азербайджана

Автор известных трудов «Джираб ал-Мамнун» (Темир-хан-Шура, 1912), «Диван ад-Мамнун» (Темир-хан-Шура, 1913), «Асари Дагестан» (Махачкала, 1929). К сожалению, первые две крупные работы не переведены на русский язык и не доступны современному читателю. Первую свою книгу «Тахмис» Гасан Алкадари издал в 1892 году в Стамбуле. Наиболее важное историческое сочинение Алкадари – «Асари Дагестан» («Исторические сведения о Дагестане») написано на тюркском языке, завершено в 1891 г., издано в Баку в 1903 г. Перевод книги на русский язык выполнен Али Гасановым, сыном Алкадарского и опубликован в 1929 г. «Асари Дагестан» охватывает события от V века до 1875 г. История Дагестана впервые представлена здесь как цельный, неразрывный многовековой этап развития, как неотъемлемая часть истории Кавказа в целом в ее взаимосвязях с историей Закавказья, Ближнего Востока, России. Гасан Алкадарский одним из первых в Дагестане оценил положительные последствия присоединения Дагестана к России, впервые поставил вопрос о культурном наследии дагестанских народов, провозгласил особую роль науки и образования в общественном прогрессе. Его сочинение «Диван ал-Мамнун» («Стихотворения Мамнуна», Мамнун – литературный псевдоним Алкадари, в переводе с арабского означает «благодарный», «облагодетельствованный») издано в 1913 г. Оно воплотило в художественной форме многие события политической и общественной жизни Дагестана, свидетелем или современником которых был сам автор. Фактически это автобиография Алкадари, в которую «вплетены в хронологическом порядке сочиненные им при разных обстоятельствах стихи, а частично и письма» (И. Ю. Крачковский). «Диван ал-Мамнун» написан на арабском языке, представляет собой важный источник для раскрытия идеологии влиятельных политических и литературных группировок дагестанского общества второй половины XIX в.

Педагогическая и административная деятельность Алкадари, его этические, общественно-политические, философские воззрения нашли отражение в книге «Джираб ал-Мамнун», также написанной на арабском языке и опубликованной в Темир-Хан-Шуре в 1912 г. Этот этико-философский и юридический трактат представляет собой свод хронологически разновременных текстов (конец XIX в. – 1910 г.), ответов Алкадари на животрепещущие вопросы современности, в них рассматриваются проблемы наследственного и семейного права, земельных отношений, мусульманской обрядности, этики, теологии, комментирования Корана, философии, взаимоотношений различных течений в исламе. В книге отразились социологические и философские взгляды ученого – необходимость «обновления» ислама, программ и методов обучения в мусульманской школе; определяющая роль просвещения народных масс в общественном развитии; пантеистическое понимание соотношения бытия и духа. И. Крачковский справедливо отмечал: «По этой книге мы имеем возможность судить о развитии поэтического творчества крупного арабо-кавказского поэта за всю его жизнь». Гасан Алкадарский был человеком прогрессивных взглядов, сторонником российской ориентации, европеизации жизни, страстным поборником просвещения.

Личность Г. Алкадарского была многогранной, интересы отличались широтой и разнообразием. И не случайно его деятельность высоко оценена выдающимися востоковедами В. Бартольдом и И. Крачковским. В «Асари Дагестан» Алкадарский называет 14 своих сочинений, 6 из которых еще не обнаружено или же не идентифицировано. Рукописное наследие Алкадари хранится в Фонде восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра, Институте рукописей Академии наук Республики Азербайджан, Закатапьском историко-краеведческом музее Республики Азербайджан, а также в ряде частных коллекций. На русский язык переведено только одно сочинение Алкадари – это «Асари Дагестан», значительная же часть творческого наследия не собрана или же не издана.

Алкадари был владельцем богатой коллекции рукописей, а также печатных книг на арабском, персидском, азербайджанском, русском языках. Коллекция отличалась своим тематическим разнообразием.

Гасан-эфенди Алкадари скончался 12 сентября 1910 г. в сел. Алкадар, где и похоронен.

Гордостью района являются сыновья и внукиГасана-эфенди Алкадарского.